Николай II в отличие от предшествующих императоров, которые короновались в общегенеральских мундирах Преображенского полка, короновался в форме полковника. На портрете Николай II представлен в форме полковника с лентой и звездой ордена Св.Андрея Первозванного, крестом ордена Св.Владимира, медалями в память коронации Александра III и на его кончину и крестами двух иностранных орденов: Данеборг (датского знамени) и греческого ордена Спасителя.
Великолепным образцом коронационного "сарафана" является платье последней российской императрицы Александры Федоровны, созданное в 1896 году.
При русском дворе уже в первой четверти XVIII века были популярны маскарады. Во второй половине XIX - начале ХХ века императоры, присутствуя на многочисленных маскарадах, уже не костюмировались. Тем большую реакцию у современников вызвало появление императора Николая II на костюмированном балу в Эрмитажном театре Зимнего дворца в феврале 1903 года в маскарадном костюме, который назывался "выходной наряд царя Алексея Михайловича". По желанию Александры Федоровны весь русский двор был одет на этом балу в стилизованные костюмы конца XVII века. На выставке представлены шапка, верхний и нижний кафтаны, входившие в состав маскарадного костюма Николая II.
Портрет император Николая II
Миниатюра.
Россия, конец XIX- начало ХХ в.
Серебро, эмаль.
На миниатюре Николай II представлен в форме полковника с лентой и звездой ордена Св.Андрея Первозванного, крестом ордена Св.Владимира, медалями в память коронации Александра III и на его кончину и крестами двух иностранных орденов: Данеборг (датского знамени) и греческого ордена Спасителя.
Император Николай II и императрица Александра Федоровна в маскарадных костюмах
Москва, 1903 г.
Мундир коронационный императора Николая II
Россия, 1896 г.
Сукно, репс, кашемир, ткачество, шитье.
Мундир из темно-синего сукна, с воротником и манжетами - из красного сукна, с золотным шитьем, эполетами и аксельбантом. Мундир двубортный, с воротником-стойкой, длинным рукавами с манжетами, отрезной по талии, с разрезом внизу сзади, прорезными карманами, эполетами, аксельбантом. Мундир сшит из темно-синего сукна, воротник, манжеты - из красного сукна. На воротнике золотными нитями, блестками, плащиками шиты лиственные гирлянды. На манжетах - по три круглые, золоченые, металлические пуговицы с изображением двуглавых орлов. Под пуговицами - фальшивые петли, шитые золотными нитями, блестками, плащиками. Застежка потайная, на простые пуговицы и крючки. Эполеты сплошь шиты волоченными золотными нитями, с накладной металлической монограммой Александра III под короной, с золотным трунцалом по краю. На правом плече - аксельбант, сплетенный из золотного шнура. Подкладка до талии - из белого шелкового репса, ниже талии - из касного кашемира, на левой поле - из черного сукна. Карманы подложены белым полотном.
Нижний кафтан от маскарадного костюма императора Николая II
Москва, 1903 г.
Бархат золотный, шелк, атлас, шитье, литье, чеканка.
Кафтан нижний от маскарадного костюма из золотного бархата с темно-розовым стилизованным растительным узором на золотном фоне, длинный, приталенный, с воротником-стойкой, с длинными рукавами, с застежкой спереди, на шелковой подкладке. Кафтан украшен золотным кружевом, золотыми запонами, нашивками, запястьями, пуговицами с драгоценными камнями, жемчугом.
Верхний кафтан от маскарадного костюма императора Николая II
Москва, 1903 г.
Штоф, парча, золото, шитье, плетение.
Маскарадный костюм под названием "малый царский наряд" был создан для императора Николая II к костюмированному балу, который состоялся в Санкт-Петербурге в Эрмитажном театре 11 февраля 1903 г., а затем был повторен 13 февраля в концертном зале Зимнего дворца. Всем лицам, приглашенным на эти балы, было предложено явиться в костюмах времен царя Алексея Михайловича, чтобы воссоздать атмосферу и обычаи того времени.
Верхнюю часть маскарадного костюма императора составляла "шуба из золотой парчи с цветами, на подкладке из гладкой золотной парчи, с отделкой из кружева с жемчугом". Средняя часть костюма - кафтан - сшит из золотного бархата. Из золотой парчи был выполнен кушак для кафтана и головной убор с двумя сменными околышами - бобровым и собольим. Из Оружейной палаты для костюма были переданы в Эрмитаж украшения "принадлежавшие древним русским царям". Во время бала император должен был опираться на привезенный из Оружейной палаты золотой посох царя Алексея Михайловича.
Шапка от маскарадного костюма императора Николая II
Москва, 1903 г.
Парча, шелк, кожа, ткачество, шитье, литье.
Шапка от маскарадного костюма из золотной парчи, в виде высокого тюрбана с гладким донышком на тулье, на шелковой подкладке, подложена лайкой. Шапка украшена опушкой из меха соболя и запонами золотыми с драгоценными камнями, жемчугом.
Платье коронационное
Россия, 1896 г.
Парча, шелк, серебряные нити, жемчуг, кружево, шитье, вышивка, низание.
Принадлежало императрице Александре Федоровне, супруге императора Николая II.
Великолепным образцом коронационного "сарафана" является платье последней российской императрицы Александры Федоровны, созданное в 1896 году. России на шитье «русских» придворных платьев специализировалось несколько столичных мастерских. Среди них особенно славилась фирма "Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы", владелица которой Ольга Николаевна Бульбенкова была официальным поставщиком двора ее императорского величества. Именно ей дали заказ на создание коронационного платья для императрицы. Серебряную парчу для платья Александры Федоровны заказали московской фирме А. и В.Сапожниковых.
Туфли императрицы Александры Федоровны, пара
Россия, Москва 1896 г.
Магазин обуви - И.Егоров.
Парча, кожа, полотно хлопчатобумажное, шитье, вышивка.
Туфли женские, пара, из серебряной гладкой парчи, с овальным носком, мелкие, на среднем каблуке, на подкладке из белой лайки и хлопчатобумажного полотна, с лайковыми стельками, на кожаной подошве. Каблук широкий, фигурный. Туфли спереди украшены узким бантиком и стилизованным цветочно-растительным узором, шитым серебряной канителью и мелким жемчугом; по краю - обшиты узкой белой тесьмой. На стельках - тисненая золотая надпись.
Мантия коронационная императрицы Александры Федоровны
Россия, 1896 г.
Парча, шелк, мех, атласные ленты, золотные нити, шитье.
Мантия (порфира) из золотного глазета, длинная, широкая, с большим горностаевым воротником, с двумя кистями на длинных шнурах, с широкой каймой из горностаев по краю, на шелковой подкладке. Мантия украшена затканными цветным шелком и расположенными в шахматном порядке двуглавыми орлами с державой и скипетром в лапах, с гербами на крыльях, под тремя коронами.