Костюм западноевропейского образца первой четверти XVIII века состоял из нескольких частей: кафтана с широким подолом и фигурными обшлагами, под который надевали камзол и рубашку с кружевным галстуком и манжетами, брюк по колено длиной, чулок, башмаков с пряжками, шпаги и перчаток. С таким костюмом полагалось носить парик с локонами и шляпу-треуголку. Плечи камзолов были слегка заужены, в нижние фалды вставлялась парусина, чтобы несколько расширить юбку кафтана. Одежду украшало богатое золотое и серебряное кружево.
По французской моде начала XVIII века сшиты кафтаны царя Петра II – внука Петра I. Юный император взошел на российский престол в возрасте двенадцати лет и умер в пятнадцать лет от черной оспы. Видимо, опасаясь заразы, к его костюмам долгое время не прикасались, потому и сохранился его богатый гардероб. 23 ноября 1766 года по повелению императрицы Екатерины II из Казенных кладовых Кремлевского дворца гардероб юного императора был отослан в Оружейную палату. В составе гардероба имелось более сотни образцов одежды: парадные, форменные и охотничьи костюмы из парчи и сукна, домашние и «спальные» платья из французского узорого шелка, бешметы, стеганные на вате, а также белье, перчатки, чулки и шляпы.
Портрет императора Петра II
Неизвестный художник
Холст, масло.
Император Петр II представлен на гладком светло-коричневом фоне по пояс. Торс изображен в небольшом повороте вправо, голова - в фас. На голове Петра белый пудренный парик, букли которого спускаются вдоль щек. Петр одет в расстегнутый на груди серебристо-серый кафтан с пуговицами по левому борту. Под кафтаном сорочка бело-серого цвета. Шею обхватывает такого же цвета платок. Поверх кафтана - горностаевая мантия, скрепленная под шеей перевязью с драгоценными камнями. На груди цепь и крест ордена св.Андрея Первозванного. Правая рука Петра упирается в бок, левая, срезанная краем холста, отведена в сторону.
Камзол от коронационного костюма императора Петра II
Франция (?), 1727 г.
Глазет, шелк, золотные нити, канитель, ткачество, шитье.
Первый мужской коронационный костюм поступил в Оружейную палату в 1727 году после коронации императера Петра II . Впечатление сказочного, ослепительного богатства его наряда достигается сочетанием гладкого серебра парчи и мерцающего золота роскошной вышивки комзола, который входил в состав коронационного костюма. Камзол, как традиционно принято считать, был выполнен к коронации во Франции. Коронационные костюмы российских императоров и императриц собирались в Оружейной палате в течение двух столетий. Идея передавать коронационные облачения на хранение в музей-сокровищницу принадлежала Петру I и была заимствована из Западной Европы.
Штаны от коронационного костюма императора Петра II
Франция, 1727-1730 гг.
Глазет, бумазея, холст, ткачество, шитье.
Штаны из серебряного глазета поколенные, широкие вверху, на поясе, с золотным шитьем. Спереди - разрез с клапаном и с застежкой на пять пуговиц, а также пара прорезных карманов под мысообразными клапанами, застегивающимися на одну пуговицу. Hа боках - прорезные карманы. Сзади, на поясе - разрез с петлями для шнуровки. На штанинах, суженных книзу - разрезы с застежкой на пять пуговиц. По низу штанины обведены золотной тесьмой. Разрезы внизу штанин шиты золоченым серебром и золотной канителью. В узоре - стилизованные растительные мотивы. Все пуговицы зашиты болотной канителью. Подкладка из белой бумазеи. Мешковина карманов из белого холста. Клапаны подложены белым репсом.
Кафтан из зеленого сукна с золотным галуном
Франция, 1727-1730 гг.
Сукно, бархат, галун, ткачество.
Кафтан притален, расклешен и заложен неглубокими складками в боках, с небольшим отложным воротником с острыми углами, с длинными рукавами. Спереди - разрез с застежкой на пуговицы. Hа правой поле - восемнадцать пуговиц, на левой - восемнадцать петель. Hа полах - прорезные поперечные карманы с фигурными клапанами и пуговицами. Hа спине и по бокам ниже талии - разрезы. Рукава вшивные, скругленные у локтя, с большими отворотами, обтянутыми золотным галуном, с пуговицами. Все пуговицы круглые, из желтого металла. По краям пол, на клапанах, по контуру воротника, на разрезах сзади и по бокам проложен золотный галун. Подкладка и мешковина карманов - из зеленого бархата.
Шляпа Петра II
Франция, первая четверть XVIII в.
Фетр, галун, крашенина, ткачество.
Парадная пара (кафтан и камзол)
Франция (?), 1727-1730 гг.
Бархат, парча, шелк, золотные нити, золотное кружево, ткачество, шитье, плетение.
Парадная пара - кафтан и камзол - представляет собой часть придворного мужского костюма начала XVIII в. Третью часть такого костюма составляли брюки по колено длиной - кюлоты. Цельнокроеный двубортный кафтан длиной до колена, сшитый из темно-вишневого «рытого» бархата, плотно облегал верхнюю часть туловища, а от талии сильно расширялся книзу. Для формирования модного силуэта расклешенные передние и задние полы кафтана дублированы клеевым способом на холст и скроены с дополнительными боковыми фалдами, которые собраны в группы складок, лучеобразно расходящиеся книзу, подобно вееру. Полы, обшлага, Картаны и боковые разрезы украшены золотным кружевом "гипюр" с цветочно-растительным орнаментом. Серповидные укороченные рукава кафтана оканчиваются обшлагами, выполненными из узорной парчи. Из такой же парчи сшит камзол, который одевался под кафтан. На передних полах кафтана и камзола имеются внутренние карманы, прикрытые фигурными клапанами. Нижние полы камзола обшиты серебряной бахромой с картулинами.
Душегрейка императора Петра II
Франция, первая четверть XVIII в.
Репс шелковый, тафта, шерсть, ткачество.
Душегрейка из розового шелкового репса, короткая, приталенная, без воротника, с пришнуровывающимися рукавами.
Халат Петра II
Франция, первая четверть XVIII в.
Штоф, тафта, сукно, ткачество.
Халат из голубого штофа, длинный, приталенный, сильно расклешенный в боках и сзади, двубортный, с застежкой на обе стороны, с воротником-стоечкой, длинными рукавами и с разрезами в боках. По синему атласному фону белым шелком выткан крупный узор из пересекающихся "кружевных" лент, образующих ромбовидные клейма, в которых расположены либо маленькие сердцевидные вазочки, либо ветви с листьями и плодами. На каждой поле - по пятнадцать прорезных петель, сгруппированных по три, и пятнадцать мелких, круглых штофных пуговиц. На рукавах - разрезы, прикрытые фигурными клапанами. На них - по три петли и три пуговицы. Подкладка - из желтой тафты. Халат подложен белым сукном.
Бешмет императора Петра II
Франция, первая треть XVIII в.
Шелк, тафта, холст, ткачество.
Бешмет из малинового узорного шелка, стеганный, приталенный, расклешенный книзу, с узкими рукавами, двубортный, с воротником-стойкой. По малиновому фону атласа тонкой золотной нитью, синим и белым шелком выткан мелкий узор из шестилепестковых розеток и букетов с тремя цветами и длинными узкими листьями.