Костюм западноевропейского образца первой четверти XVIII века состоял из нескольких частей: кафтана с широким подолом и фигурными обшлагами, под который надевали камзол и рубашку с кружевным галстуком и манжетами, брюк по колено длиной, чулок, башмаков с пряжками, шпаги и перчаток. С таким костюмом полагалось носить парик с локонами и шляпу-треуголку. Плечи камзолов были слегка заужены, в нижние фалды вставлялась парусина, чтобы несколько расширить юбку кафтана. Одежду украшало богатое золотое и серебряное кружево.

По французской моде начала XVIII века сшиты кафтаны царя Петра II – внука Петра I. Юный император взошел на российский престол в возрасте двенадцати лет и умер в пятнадцать лет от черной оспы. Видимо, опасаясь заразы, к его костюмам долгое время не прикасались, потому и сохранился его богатый гардероб. 23 ноября 1766 года по повелению императрицы Екатерины II из Казенных кладовых Кремлевского дворца гардероб юного императора был отослан в Оружейную палату. В составе гардероба имелось более сотни образцов одежды: парадные, форменные и охотничьи костюмы из парчи и сукна, домашние и «спальные» платья из французского узорого шелка, бешметы, стеганные на вате, а также белье, перчатки, чулки и шляпы.


Портрет императора Петра II

Портрет императора Петра II

Неизвестный художник
Холст, масло.

Император Петр II представлен на гладком светло-коричневом фоне по пояс. Торс изображен в небольшом повороте вправо, голова - в фас. На голове Петра белый пудренный парик, букли которого спускаются вдоль щек. Петр одет в расстегнутый на груди серебристо-серый кафтан с пуговицами по левому борту. Под кафтаном сорочка бело-серого цвета. Шею обхватывает такого же цвета платок. Поверх кафтана - горностаевая мантия, скрепленная под шеей перевязью с драгоценными камнями. На груди цепь и крест ордена св.Андрея Первозванного. Правая рука Петра упирается в бок, левая, срезанная краем холста, отведена в сторону.


Камзол от коронационного костюма императора Петра II

Камзол от коронационного костюма императора Петра II

Франция (?), 1727 г.
Глазет, шелк, золотные нити, канитель, ткачество, шитье.

Первый мужской коронационный костюм поступил в Оружейную палату в 1727 году после коронации императера Петра II . Впечатление сказочного, ослепительного богатства его наряда достигается сочетанием гладкого серебра парчи и мерцающего золота роскошной вышивки комзола, который входил в состав коронационного костюма. Камзол, как традиционно принято считать, был выполнен к коронации во Франции. Коронационные костюмы российских императоров и императриц собирались в Оружейной палате в течение двух столетий. Идея передавать коронационные облачения на хранение в музей-сокровищницу принадлежала Петру I и была заимствована из Западной Европы.


Штаны от коронационного костюма императора Петра II

Штаны от коронационного костюма императора Петра II

Франция, 1727-1730 гг.
Глазет, бумазея, холст, ткачество, шитье.

Штаны из серебряного глазета поколенные, широкие вверху, на поясе, с золотным шитьем. Спереди - разрез с клапаном и с застежкой на пять пуговиц, а также пара прорезных карманов под мысообразными клапанами, застегивающимися на одну пуговицу. Hа боках - прорезные карманы. Сзади, на поясе - разрез с петлями для шнуровки. На штанинах, суженных книзу - разрезы с застежкой на пять пуговиц. По низу штанины обведены золотной тесьмой. Разрезы внизу штанин шиты золоченым серебром и золотной канителью. В узоре - стилизованные растительные мотивы. Все пуговицы зашиты болотной канителью. Подкладка из белой бумазеи. Мешковина карманов из белого холста. Клапаны подложены белым репсом.


Кафтан из зеленого сукна с золотным галуном

Кафтан из зеленого сукна с золотным галуном

Франция, 1727-1730 гг.
Сукно, бархат, галун, ткачество.

Кафтан притален, расклешен и заложен неглубокими складками в боках, с небольшим отложным воротником с острыми углами, с длинными рукавами. Спереди - разрез с застежкой на пуговицы. Hа правой поле - восемнадцать пуговиц, на левой - восемнадцать петель. Hа полах - прорезные поперечные карманы с фигурными клапанами и пуговицами. Hа спине и по бокам ниже талии - разрезы. Рукава вшивные, скругленные у локтя, с большими отворотами, обтянутыми золотным галуном, с пуговицами. Все пуговицы круглые, из желтого металла. По краям пол, на клапанах, по контуру воротника, на разрезах сзади и по бокам проложен золотный галун. Подкладка и мешковина карманов - из зеленого бархата.


Шляпа Петра II

Шляпа Петра II

Франция, первая четверть XVIII в.
Фетр, галун, крашенина, ткачество.


Парадная пара (кафтан и камзол)

Парадная пара (кафтан и камзол)

Франция (?), 1727-1730 гг.
Бархат, парча, шелк, золотные нити, золотное кружево, ткачество, шитье, плетение.

Парадная пара - кафтан и камзол - представляет собой часть придворного мужского костюма начала XVIII в. Третью часть такого костюма составляли брюки по колено длиной - кюлоты. Цельнокроеный двубортный кафтан длиной до колена, сшитый из темно-вишневого «рытого» бархата, плотно облегал верхнюю часть туловища, а от талии сильно расширялся книзу. Для формирования модного силуэта расклешенные передние и задние полы кафтана дублированы клеевым способом на холст и скроены с дополнительными боковыми фалдами, которые собраны в группы складок, лучеобразно расходящиеся книзу, подобно вееру. Полы, обшлага, Картаны и боковые разрезы украшены золотным кружевом "гипюр" с цветочно-растительным орнаментом. Серповидные укороченные рукава кафтана оканчиваются обшлагами, выполненными из узорной парчи. Из такой же парчи сшит камзол, который одевался под кафтан. На передних полах кафтана и камзола имеются внутренние карманы, прикрытые фигурными клапанами. Нижние полы камзола обшиты серебряной бахромой с картулинами.


Душегрейка императора Петра II

Душегрейка императора Петра II

Франция, первая четверть XVIII в.
Репс шелковый, тафта, шерсть, ткачество.

Душегрейка из розового шелкового репса, короткая, приталенная, без воротника, с пришнуровывающимися рукавами.


Халат Петра II

Халат Петра II

Франция, первая четверть XVIII в.
Штоф, тафта, сукно, ткачество.

Халат из голубого штофа, длинный, приталенный, сильно расклешенный в боках и сзади, двубортный, с застежкой на обе стороны, с воротником-стоечкой, длинными рукавами и с разрезами в боках. По синему атласному фону белым шелком выткан крупный узор из пересекающихся "кружевных" лент, образующих ромбовидные клейма, в которых расположены либо маленькие сердцевидные вазочки, либо ветви с листьями и плодами. На каждой поле - по пятнадцать прорезных петель, сгруппированных по три, и пятнадцать мелких, круглых штофных пуговиц. На рукавах - разрезы, прикрытые фигурными клапанами. На них - по три петли и три пуговицы. Подкладка - из желтой тафты. Халат подложен белым сукном.


Бешмет императора Петра II

Бешмет императора Петра II

Франция, первая треть XVIII в.
Шелк, тафта, холст, ткачество.

Бешмет из малинового узорного шелка, стеганный, приталенный, расклешенный книзу, с узкими рукавами, двубортный, с воротником-стойкой. По малиновому фону атласа тонкой золотной нитью, синим и белым шелком выткан мелкий узор из шестилепестковых розеток и букетов с тремя цветами и длинными узкими листьями.

 
вверх