В Музеях Кремля сохранились предметы детской мебели и детские возки, выполненные специально для царских наследников. До нас дошли лишь единичные экземпляры, однако по описаниям известно о существовании и другой мебели, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

Для маленьких наследников изготавливались специальные колыбельки – люльки. Как известно колыбели делались лучшими придворными мастерами, для полотнищ применяли дорогие привозные ткани. В колыбель помещали также специально изготовленный тюфячок, одеяло и подушку. По установленному правилу, люльки для царских детей готовили спустя несколько дней после рождения ребенка. Особо парадную «золотную» колыбель обычно дарила ребенку его крестная мать. В колыбелях царевичи и царевны спали довольно продолжительное время. По мере того как ребенок подрастал, делали новую люльку.

История сохранила до нас матерчатую люльку на ремнях, выполненную в XVII веке. (из.1) и колыбель великого князя Александра Павловича (из.2), уникальное, не имеющее аналогов произведение XVIII века, занимающее особое место среди художественных изделий тульской работы.

Маленький деревянный стульчик (из.3), по преданию принадлежал царевичу Петру Алексеевичу. По-видимому, стульчик был изготовлен для Теремного дворца Кремля. В настоящее время он украшает интерьер Патриарших Палат.

На выставке представлены два детских «потешных» возка. Они назывались потешными, потому что служили для детских игр и забав. Зимний возок принадлежал царевне Екатерине (из.1), малолетней дочери Ивана Алексеевича – брата и соправителя Петра I, а в летнем возке, скорее всего, катался сына царя Петра I – царевич Алексей. Подобных экипажей нет ни в одном музее.


Люлька

Люлька

Москва, конец XVII в.
Ткани – Китай, вторая половина XVII в.
Бархат, камка, дерево, железо, ткачество, золочение, резьба.


Люлька – детская колыбель – имеет традиционную для древнерусского быта конструкцию, деревянную раму и закрепленное на ней полотнище ткани. Люльку подвешивали на ремнях, обтянутых тканью. Деревянные части люльки украшены прорезными золочеными шарами на концах. В качестве полотнища использован сильно изменивший к настоящему времени свой алый цвет китайский полуразрезной бархат с растительным узором.


Люлька

Люлька

Тула, 1779 г.
Сталь, медь, чеканка, ковка, литье.


Стальная колыбель была выполнена на Тульском оружейном заводе и подарена в 1779 году императрице Екатерине II как любящей бабушке для внука, великого князя Александра Павловича, родившегося 12 декабря 1777 года. Колыбель представляет внушительного размера конструкцию из соединенных между собой стальных рам и опор, включающих подвижную раму для крепления люльки. Данное сооружение можно было использовать не только для люльки, которая вешалась на специальные крепления, но и для кроватки. Колыбель была выполнена в стиле классицизм тульскими мастерами. Это, в какой-то мере, архитектурное сооружение с элементами классического ордера, с профилированным тяжелым карнизом и навершиями в виде золоченых ваз, украшенное листьями аканта, гирляндами цветов, перевитых лентами, фестонами. Вверху, по сторонам балдахина, помещено четыре картуша под коронами с изображениями двуглавого орла, даты преподнесения подарка (1779), вензеля великого князя Александра Павловича и герба Тулы.


Стул детский

Стул детский

Москва, конец XVII в.
Дерево, кожа, токарная работа, резьба, вощение.
Принадлежал царевичу Петру Алексеевичу.


Особенностью резного декора стула является включение в него двуглавых гербовых орлов. Обивка сиденья новая – в 1987 потертый красный бархат и бахрома XIX века были заменены на кожу.


Возок летний потешный

Возок летний потешный

Мастерские Конюшенного Приказа Московского Кремля, 1690-1692 гг.
Дуб, кожа, тафта, золочение, тиснение, ковка.


По всей вероятности, этот экипаж принадлежал сыну Петра I – царевичу Алексею. Интересно техническое новшество этого маленького экипажа – между его передних колес можно увидеть «лебяжью шейку» и поворотный круг. Этот более совершенный способ разворота кремлевские мастера стали применять уже во второй половине XVII века. Красивый волнообразный изгиб нижней части кузова, рельефный, с динамичными линиями узор - говорят о том, что кремлевские мастера творчески освоили художественные принципы стиля барокко. Долгое время кожаную обивку возка считали испанским производством, однако изучение архивных документов показало, что она была выполнена в мастерских Московского Кремля.


Возок зимний потешный

Возок зимний потешный

Мастерские Конюшенного Приказа Московского Кремля, 1689-1692 гг.
Дуб, кожа, тафта, тиснение, золочение.


Маленький экипаж выглядит очень эффектно: его закрытый кузов поставлен на полозья, слюдяные оконца украшены крупным узором из тонких полос олова, внутренняя обивка выполнена из алой тафты, а стенки кузова обиты красной тисненой кожей. Рельефные изображения грациозных путти, экзотических животных и птиц говорят о прекрасном знании мастерами Кремля мотивов модного в это время стиля барокко. Несмотря на увеселительную функцию и небольшие размеры, двухместный возок дает полное представление о том, как выглядели парадные зимние экипажи XVII века. Этот возок служил для катания царевны Екатерины, малолетней дочери Иоанна Алексеевича, брата и соправителя Петра I. 

 
вверх