Мальчики и девочки воспитывались вместе в покоях матери где-то до 5-6 лет, а потом мальчиков передавали на попечение мужчин, а с девочками занимались женщины.
Обучение царского наследника грамоте начиналось с пяти лет. Из образованных приказных дьяков, отличавшихся добрым нравом, царевичу подбирали учителя - дядьку. Дядька должен был, во-первых, заниматься начальным обучением, он должен был обучить своего воспитанника читать и писать. Учение начиналось с букваря (азбуки). В те времена обучение сводилось к заучиванию наизусть всей азбуки, что достигалось бесконечным повторением, зубрежкой. Всякий текст проговаривали вслух, нараспев, как это делалось в церкви. Кстати, пособиями для чтения чаще всего служили церковные книги, например, Псалтырь – сборник коротких религиозных песнопений, псалмов. С 7-8 лет приступали к обучению письму. Вновь на помощь приходили буквари, содержавшие образцы прописных и строчных букв.
Когда царевич уже умел читать и писать, к нему приходили самые образованные люди того времени – служащие Посольского приказа, которые бывали за границей и отличались широким кругозором. Они преподавали ему все остальные науки. Обязательно приходили к нему певчие дьяки, обучавшие его церковному пению. Это позволяло хорошо усвоить порядок и тексты православной службы, что, конечно, необходимо было знать христианскому государю. Известно, что Петр I до конца своих дней любил петь в церкви на клиросе.
Царевны оставались под присмотром «мамок» и начинали учебу позже — с шести лет. Они проходили то же начальное обучение, что и мальчики, но их наставницами были «мастерицы» (учительницы).
На выставке представлен рукописный букварь Кариона Истомина 1693 года. Букварь написан черными чернилами и акварельными красками с использованием золочения. Каждая страница отведена одной букве алфавита: дается ее начертание уставом, полууставом и скорописью, а рядом помещены многочисленные раскрашенные рисунки предметов, названия которых начинаются с изучаемой буквы. Под ними – стихотворный текст нравоучительного характера. Автор, типограф московского Печатного двора и известный в свое время поэт и публицист, преподнес букварь сыну Петра I царевичу Алексею.
На выставке представлены псалтырь, выполненный в Москве в конце XVI века, грамматика беседословная XVIII века, книга с крюковыми нотами XVII века, атлас А.Ортелия «Зрелища мира земного» XVI века.
Обратите внимание на любопытный экспонат. Это детская указка. Считается, что она принадлежала царю Алексею Михайловичу. Указка состоит из деревянной полированной палочки, обшитой золотными кистями и жемчугом, и чехла овальной формы, расшитого жемчугом, изумрудами и рубинами по золотной парче; в центре – золотая запона с алмазами.
Представленная на выставке серебряная чернильница выполнена в Турции в 1761 году.
Букварь царевича Алексея Петровича
Россия, Москва, 1692-1693 гг.
Бумага, чернила черные, золото твореное, полуустав, акварель, миниатюра.
Букварь начинается заглавием: "Букварь славенороссийских письмен со образованми вещей и со нравоучительными стихами. Второе сие написася 7201 лета, месяца марта 17". На лл. 1-4 об. Обращение к царице Наталье Кирилловне и к царевичу Алексею Петровичу. На лл. 5-7 - "Слово читателю, хотящему же учити кого и писати писмен учитися". На л.8 - стихотворная похвала Спасителю. С 8 листа и по 26 об. - на каждом листе изображена очередная буква алфавита, рисунки, миниатюры и стихотворный текст. В предисловии 2 заставки и 1 концовка - растительный орнамент вокруг медальонов с изображением Христа и четырехконечного креста в стиле "нарышкинского" барокко. Название, заглавные буквы в тексте выполнены золотом и киноварью. В тексте предисловия 3 авторских записи, исполненные мелким полууставом, сообщающие время написания букваря и имя автора. Переплет букваря из прессованного картона, с внешней стороны обклеен шелковой тканью, затканной серебром. Корешок из красной кожи XIX века.
Грамматика беседословная
Россия, XVIII в.
Бумага, чернила, киноварь, полуустав, скоропись.
Книга рукописная «Праздники с крюковыми нотами»
Россия, XVII в.
Рукопись на 110 листах в кожаном переплете с тиснением.
Атлас А.Ортелия «Зрелища мира земного»
Печать г. Антверпен, 1572 г.переплет Европа XVIII в.
Атлас печатный в кожаном переплете (в настоящее время сохранилась только нижняя крышка переплета)
Указка в футляре
Россия, XVII в.
Дерево, жемчуг, золото, ткачество, шитье жемчугом.
Деревянная указка из светлого дерева обвита нитями жемчуга и украшена изумрудом. На рукояти указка обвита кручеными золотными нитями и прядями мелкого жемчуга в виде узора ромбовидной сетки. Чехол в форме неправильного овала выполнен из золотной парчи и с обеих сторон шит жемчугом, украшен сверлеными изумрудами и рубинами. В центре узора - круглая золотая запона с алмазами. В одной запоне - 9 алмазов, в другой - 8. По ребру чехла - поясок из чередующихся между собой изумрудов и рубинов. Основной узор шит крупным жемчугом.
Чернильница
Турция, 1761 г.
Серебро, литье, оброн, чернь.