Сложение коллекции уходит своими корнями в XVII столетие. Часть ее предметов проделала путь из Речи Посполитой в Россию в составе дипломатических даров и осела в царской казне на территории Московского Кремля. На протяжении XVIII в. из Польши в Россию было отправлено значительное число посольств, но не все из них нашли свое отражение в коллекции серебра Речи Посполитой. Первое из них, дающее представление о присланных предметах, – это посольство 1647 г. от короля Владислава IV, доставившее в дарах царю Алексею Михайловичу кубки и блюдо П. Рантценкрамера, позднее переданное в Патриаршую ризницу. С посольством 1651 г. от короля Яна II Казимира был привезен глобус Р. Лемана. В 1667 г. король Ян II Казимир подарил царю Алексею Михайловичу огромное ложчатое блюдо мастера-монограммиста Р/НL и кувшин Х. Паульзена, посол Станислав Казимир Беневский – четвертины мастера-монограммиста Р/НL, а другой посол Циприан Павел Бжостовский – кувшин С.Шварца. Посольство, прибывшее в Москву в 1686 г. , доставило царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу от короля Яна III Собеского два кувшина Х. Паульзена, посол Кшиштоф Гжимултовский преподнес юным соправителям напольные украшения мастера-монограммиста ВК. Для более полного представления о дипломатических связях России и Польши в XVII в. стоит упомянуть и посольства 1671–1672, 1677–1678, 1679–1680 гг.
Почти треть произведений ранней части коллекции, включая те, о которых сказано выше, имеет пометы XVII в. с буквенным обозначением казенного номера и веса изделия. Как известно, и об этом не раз упоминалось разными авторами, предметы, поступавшие в Казенный приказ, а затем на Казенный двор, взвешивались, оценивались, на них наносили гравированные или чернильные надписи, которые становились прямыми свидетельствами существования этих произведений на территории Кремля, начиная с XVII века. Исследователям пока не удалось, а возможно, и никогда не удастся, обнаружить документальное подтверждение того, что часть вещей с древнерусскими надписями являются дипломатическими дарами, но несмотря на это обстоятельство, все же можно предложить, что некоторые из них попали в казну именно этим путем.
По аналогии с другими коллекциями европейского серебра, хранящимися в Оружейной палате, можно допустить существование и других источников поступления изделий в казну. Не исключено, что их могли закупать у польских и литовских купцов, но так как данная тема недостаточно разработана в отечественной историографии, то говорить об этом приходится лишь в общих чертах. Таким местом, где это могло происходить, был Архангельск. Известно, что некоторые из замечательных произведений, ныне хранящихся в Оружейной палате, были приобретены именно в этом северном торговом центре. На некоторые изделия коллекции нанесены пометы более позднего времени. Это свидетельствует о том, что некоторые изделия, наряду с работами других европейских, а также русских мастеров, находились на Сытном дворе Кремля. В 1701 г. они были переданы на Казенный двор, а позднее – в собрание Мастерской и Оружейной палаты, которая в 1806 г., согласно указу императора Александра I, получила статус музея. В XIX в. постепенно музейное собрание, и коллекция польского и литовского серебра в частности пополнялись предметами, поступившими из разных источников. Из Патриаршей ризницы по распоряжению императора Николая I в 1849 г. передали два блюда П. Рантценкрамера. В 1851 г. в музей поступили произведения из собрания П.Ф. Коробанова, которое для современников было «второй Оружейной палатой». В этом собрании находились и работы польских мастеров. Ко времени издания Описи 1870–1893 гг., или, как ее называют по имени одного из создателей, – филимоновской, сформировалось ядро музейного собрания, или основное собрание Оружейной палаты. На предметах иностранного производства в 1870–1880-х гг. после проверки качества серебра Пробирной палатой ставилось клеймо КПП в круге.
Значительное увеличение коллекции произведений польских и литовских мастеров произошло в 1910–1930-х гг. В 1920-х гг. в нее поступили кубок и кружки из Зимнего дворца Санкт-Петербурга. В это же время коллекция пополнилась издлелиями из Патриаршей ризницы, из собраний Л.К. Зубалова и князей Юсуповых, из Музея бывшего Строгановского училища и из Гохрана. Необходимо отметить и произведения, попавшие в музей в 1920–1930-х гг. из Фонда церковных ценностей разных частей России и благодаря этому обстоятельству сохранившиеся до наших дней.
Перечисленные выше источники поступления относятся к ранней части коллекции, к произведениям серебряников XVI–XVII вв. История поступления работ мастеров XIX–XX вв. более короткая по времени и менее сложная. В основном, это предметы, переданные на протяжении 1960-х гг. и 1980-х гг. из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР, Всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е.В. Вучетича, из различных государственных учреждений, а также приобретенные закупочными комиссиями Министерства культуры СССР и Музеев Московского Кремля.