Ян Христиан Бирпфафф
Родился около 1600 г. До середины 1640-х гг. очевидно работал в Кракове, потом в Варшаве. Придворный серебряник королей Владислава IV и Яна II Казимира. В 1649 г. получил титул придворного королевского мастера. Около 1650 г. работал в Торуни. Был принят в торуньский цех серебряников в 1653 г. Умер около 1680 г.
Блюдо
Варшава, вторая половина 1640-х гг.
Серебро; чеканка, гравировка, золочение.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты.
Стопа
Варшава, вторая половина 1640-х гг.
Серебро; чеканка, литье, гравировка, золочение.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты.
Фраже
Братья Альфонс и Йозеф Фраже переехали из Франции в Варшаву в 1824 г. и смогли открыть маленькое предприятие, благодаря получению ими государственного займа. Условием его представления было обязательство, которое предприниматели взяли на себя: принять двух молодых поляков и обучать их ремеслу в течение шести лет. Среди множества заслуг братьев Фраже, связанных с производством накладных изделий, следует особо выделить формирование кадров польских специалистов, способных участвовать в дальнейшем развитии этой промышленности.
Сначала эта небольшая фирма выпускала, кроме изделий из накладного серебра, предметы из серебра, отдельные столовые приборы. В 1825 г. предприятие представило на публичной выставке изделия из меди, покрытые серебром. Подтверждением успешной деятельности фирмы по улучшению качества продукции и ее привлекательности для потребителя стало получение ею на очередной выставке в 1830 г. серебряной медали. О дальнейшем успешном развитии предприятия свидетельствует и получение им в 1838 и 1842 гг. наград – золотых медалей. В середине 1840-х гг. Альфонс Фраже отошел от управления фирмой и, вероятно, вернулся во Францию. В 1847 г. Йозеф Фраже, путешествуя по Европе, знакомится с современными технологиями и машинами, применявшимися при изготовлении накладных изделий. Результатом этой поездки стало создание новейшего машинного производства столовых приборов из разных металлов, наподобие существовавшего в Париже. Изделия, выпускавшиеся фабрикой, были изящными и прочными.
16 июля 1867 г. умер Йозеф Фраже. Управление фирмой принял его сын Юлиан, родившийся в 1841 г. в Варшаве. Он получил образование за границей — закончил Политехнический институт в Льеже. Юлиан достойно распорядился фирмой, сохранив существовашее название. До конца XIX в. предприятие сохраняло доминирующее положение среди предприятий этой области на землях Царства Польского и в России. Фирма создала многочисленную сеть магазинов и представительств не только на территории Королевства. В конце XIX в. магазины, торговавшие ее продукцией, работали в Тифлисе, Константинополе, Львове, Минске, Житомире, Гродно, Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Киеве, Вильно и Лодзе.
В середине 1906 г. под Веной умер Юлиан Фраже. Управление фирмой приняла его дочь Юлиана-Мария, жена князя Чеслва Святополка-Мирского. В результате этого брака родилось четсверо детей, один из них, сын Йозеф Святополк-Мирской, управлял фабрикой после смерти матери в 1938 г.
Разрушения и тяготы Первой мировой войны серьезно сказались на предприятиях отрасли, и в том числе фирме Фраже. Прекратилось проивзодство таких изделий, как зажигалки, портсигары, сигаретницы, настольные приборы и так далее. Фирма сосредоточилась на выпуске столовых приборов и основных элементов сервировки стола.
Во второй половине 1920-х гг. кризис, казлось бы, не грозил фирме Фраже. В 1936 г. фирма вывела на рынок новый материал, так называемый bielink, - однородный, белый, нержавеющий сплав металла с большим содержанием чистого никеля. Изобретение было запатентовано фирмой Фраже в том же году. После Второй мировой войны, которая привела фирму к кризису, шло восстановление производства небольшим количеством работников фабрики. В 1965 г. фабрика была национализирована, и объединившись с предприятиями Хенеберга, получила название "Хефра". До сегодняшнего дня фирма выпускает столовые приборы и мелкую галантерею, опираясь главным образом на традиционные образцы. В 2002 г. фабрика переехала в Легницу, местонахождение компании осталось прежним, в Варшаве.
Варшава, 1845 г.
Недрагоценный металл; литье, штамповка.
Поступила через закупочную комиссию Музеев Московского Кремля в 2001 г.
СОЛОНКА
Варшава, 1851-1859/1860
Недрагоценный металл; штамповка, серебрение.
Поступила из государственного учреждения в 1979 г.
Варшава,1851-1859/1860
Недрагоценный металл; штамповка.
Поступила из Управления коменданта Московского Кремля в 1939 г.
Варшава, 1851-1859/1860
Недрагоценный металл; штамповка.
Поступила через закупочную комиссию
Варшава, 1860 (?)-1879
Недрагоценный металл; литье, гравировка, серебрение.
Поступил из Управления коменданта Московского Кремля в 1950 г. (?)
Варшава, 1860 (?)-1896 (?)
Недрагоценный металл; литье, штамповка, гильошировка.
Поступил из государственного учреждения в 1981 г.
Варшава, 1860 (?)-1896 (?)
Недрагоценный металл, дерево; литье, штамповка, гравировка, серебро.
Поступил из Государственного учреждения в 1981 г.
Варшава, 1886
Серебро; чеканка, литье, штамповка, гильошировка.
Поступила из Управления драгоценных металлов Министерства Финансов СССР в 1968 г.
МИХАИШ СВИНАРСКИЙ
Родился около 1815 г. Мастером стал около 1853 г. В том же году женился на Эмилии Ленгун. Из добрачного договора, где сообщается о стоимости мастерской и товара, следует, что он уже был самостоятельным мастером. Изготавливал столовые прриборы и посуду, предметы иудаики и предметы культа для костелов. Так, в 1877 г. мастер создал монументальный монстранц для костела Всех Святых в Варшаве. Использовал клеймо мастерской в виде летящей птицы в профиль, позднее — сверху. Умер 4 мая 1887 г.
Варшава, 1862 г.
Серебро; штамповка, гравировка, золочение.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1968 г.
ЭМИЛЬ РАДКЕ
Родился около 1808 г. Открыл мастерскую в 1830 г. Отошел от профессионалной деятельности или умер в 1868 г. Создавал работы в стиле необарокко. Современники считали его одним из лучших варшавских золотых дел мастеров.
Братом Эмиля был Густав Радке, фирма которого существовала до 1930-х гг.
Варшава, 1868 г.
Серебро; чеканка, золочение.
Поступила из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1971 г.
М. ШТЕРН
Вероятно, сын часовщика Исаака Абрамовича. Возможно, он происходит из Люблина, где, как известно, в 1860-е гг. работал золотых дел мастер Л. Штерн. Не найдены никакие упоминания о мастере. Вероятно, М. Штерн владел небольшой мастерской, выпускавшей, главным образом, предметы иудаики. Его деятельность в Варшаве в 1870-ее гг. подтверждается только наличием на его работах клейма пробирера Монетного двора Йозефа Соснковского. В адресном справочнике В. Дзержановского за 1880-е гг. имя мастера не фигурирует. Не исключено, что его сыном был С. Штерн, упомянутый в 1897 г. как изготовитель "изделий накладного металла", который работал на улице Мурановской.
Варшава, 1873 г.
Серебро, штамповка, пунцирование.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1968 г.
ХАНУКИЯ
Варшава, 1874 г.
Серебро; штамповка, литье, пунцирование.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1969 г.
*Ханукия - это обрядовый восьмисвечник, который зажигают в один из наиболее чтиых праздников - Хануки - в память о победе евреев над греко-сирийскими завоевателями во втором столетии до н.э. и освобождении иерусалимского храма.
Варшава, 1875 г.
Серебро, штамповка, пунцирование.
Поступил из Всесоюзного производственно-художественного комбината им. Е.В. Вучетича в 1979 г.
Л. (ЛЕЙЗЕР?) МАЙЕРОВИЧ
Варшавский золотых дел мастер. Упоминается в 1865 г. в рубрике "Серебряные изделия (фабрики и склады)" по адресу: ул.Пиваоваренная, N 2730. В адресном справочнике за 1869 г. составленном В. Джержановским, информация о Л. Майеровиче отсутствует, но в следующем году упоминается имя торговца Лейзера Майеровича, который, возможно, одно и тоже лицо, что и золотых дел мастер Л. Майерович, продолжавший работать еще в 1876 г. Об этом свидетельствуют сохранившиеся изделия с его именным клеймом и датой - 1876 г.
Варшава, 1874 г.
Серебро; штамповка, пунцирование.
Поступил из Всесоюзного производственно-художественного комбината им. Е.В. Вучетича в 1979 г.
АВГУСТ ТЕОДОР ВЕРНЕР
Родился около 1832 г. в Варшаве, умер в 1902 г. там же. Золотых дел мастер, изготавливал также изделия из серебра и накладного серебра. Учился в Кракове, Париже, Вене. После получения звания мастера, вероятно в конце 1850-х гг. начал работать в фирме мужа своей тети Карола Мальча и с 1864 г. управлял ею. Вскоре он женился на Альбертине Норблин, которая тогда же вместе со своим братом Людвигом Норблином приняла фабрику накладного серебра своего отца Винсента Норблина. А.Т. Вернер и Л. Норблин совместно основали компанию, фабрика А.Т. Вернера в 1870 г. переехала на территорию фирмы Норблина, но компаньоны продолжали выпускать и собственную продукцию. Так, в объявлениях 1879-1886 гг. фирма "Вернер и компания", находившаяся на улице Холодная, 3, предлагала изделия из серебра, а фирма "Норблин и компания", располагавшаяся по адресу улица Холодная, 7, рекламировала изделия из накладного золота и серебра. Фирмы имели общий магазин. В 1882 г. компания "Норблин и Вернер" выкупила фабрику братьев Бух, также выпускавшую изделия из накладаного серебра, и стала называться "Норблин и компания, братья Бух". В 1893 г. к этой фирме присоединилась фабрика кожаных изделий "Т. Темплер и компания" и образовалось "Акционерное общество металлических фабрик Норблина, братьев Бух и Т. Вернера", просуществовавшее под этим названием до 1939 г. Вплоть до этого времени изделия из серебра изготавливались только с клеймом фирмы Вернера. В 1939 г. здание фабрики было снесено, после войны его восстановили для "Прокатного завода цветных металлов "Варшава", который не возобновил выпуск продукции из серебра и накладного металла. До того как фабрика А.Т. Вернера в 1870 г. переехала на территорию предприятия Норблина, на изделиях проставлялось клеймо Мальча - якорь в овале.
Варшава, 1875 г.
Серебро; штамповка, литье, резьба, золочение.
Поступила из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1970 г.
Варшава, 1895 г.
Серебро, штамповка, литье.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1968 г.
Варшава, 1899-1904 гг.
Серебро; чеканка, штамповка.
Поступил из Всесоюзного производственно-художественного комбината им. Е.В. Вручетича в 1979 г.
ШМУЛЬ ВИГДАРОВИЧ ШКАРЛАТ
В 1839 г. двадцатилетним мастером женился, а в 1842 г. зарегистрировал двух детей. Работал с 1860 г. до конца XIX - начала ХХ в. В существующих книгах адресов упоминается только раз в 1869 г. как серебряник. Однако в Национальном музее Варшавы существует пример поздней работы мастера — ханукия, выполненная в 1899-1904 гг. Время создания подсвечников, хранящихся в Музеях Московского Кремля, также дает основание предполагать, что мастер работал до конца XIX - начала ХХ в. Неизвестно, какие связи существовали между Ш. Шкарлатом и серебряниками, а также бронзовщиками с такой же фамилией, работавшими на границе веков. Сохранившееся серебро мастера - это в основном предметы иудаики.
Варшава, 1889 г.
Серебро; чеканка, литье.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1971 г.
Варшава, 1894 г.
Серебро; чеканка, литье.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1971 г.
Варшава, 1899-1904
Серебро; чеканка, литье.
Поступил из Всесоюзного производственно-художественного комбината им. Е.В. Вучетича в 1979 г.
ИЗРАЭЛЬ ШЕКМАН
Вероятно, в 1886 г. И. Шекман открыл магазин накладных изделий. В 1891 г. он основал фабрику плакированных и серебряных изделий. В 1896 г. на ней было занято двадцать работников, а затем, позднее, - от десяти до двадцати человек В 1914 г. фирма производила сереьбряные и металлические издлелия, лампы и плафоны. На большинстве предметов этого времени выбито клеймо Франциска Смоха - буквы FC с точкой между ними (?) в овале. Израэль Шекман отошел от дел около 1919 г. Владельцем фирмы стал, вероятно, его сын, С. Шекман, а с конца 1920-х гг. она принадлежала братьям Беришу и Зыскинду Шекманам.
Варшава, 1896 г.
Серебро; чеканка, литье.
Поступил из государственного учреждения в 1981 г.
Варшава, 1899-1904 гг.
Серебро; чеканка, литье.
Поступил из Всесоюзного производственно-художественного комибаната им. Е.В. Вучетича в 1980 г.
БРАТЬЯ ЛОПЕНЬСКИЕ
В 1884 г. сын выдающегося бронзовщика Яна Лопеньского Гжегож (1863-1939) основал фирму. Вскоре к нему присоединился его брат Феликс (1866-1941). В 1900 г. фирма сменила свое официальное название "Гжегож Лопеньский" на "Братья Лопеньские". Она достаточно быстро развивалась и завоевала популярность. В период до Первой мировой войны совладельцем фирмы стал третий брат — Игнаций Лопеньский (1865-1944). В эти годы на фирме было занято от пятидесяти до шестидесяти работников. Около 1904 г. открылся магазин фирмы. Предприятие просуществовало до 1950 г., когда его национализировали и преобразовали в артель "Декоративная бронза".
"Братья Лопеньские" — наиболее известная польская фирма брозовщиков. Ее владельцы искусно вели торговлю, а продукцию отличало высокое художественное и техническое качество, тщательность отделки изделий. И Гжегож, и Феликс, превосходно владели своим ремеслом, имели художественное образование и нередко сами создавали проекты своих работ. Они также сотрудничали с собственной группой художников, создававших для фирмы как проекты, так и модели для декоративной бронзы.
Начиная с конца XIX в. предпрриятие выпускало также изделия из серебра, применяя чаще всего технику литья. Большинство работ составляли индивидуальные заказы: памятные подарки, оклады альбомов, потиры и монстранцы, сервизы для чая и кофе, туалетные гарнитуры, вазы, ножи для бумаги, пепельницы и т.д. Традиционно фирма являлась поставщиком серебряных изделий для императорского двора в Петербурге.
Клеймом фирмы была лира. Лопеньские использовали его также в период между двумя войнами.
БОЛЬШОЙ ЧАЙНИК ИЗ ЧАЙНО-КОФЕЙНОГО СЕРВИЗА
Варшава, 1899-1904
Серебро; кость, штамповка, полировка, литье.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1967 г.
МАЛЕНЬКИЙ ЧАЙНИК ИЗ ЧАЙНО-КОФЕЙНОГО СЕРВИЗА
Варшава, 1899-1904
Серебро; кость, штамповка, полировка, литье.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1967 г.
Варшава, 1899-1904
Серебро; кость, штамповка, полировка, литье.
Поступила из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1967 г.
Варшава, 1899-1904
Серебро; кость, штамповка, полировка, литье.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1967 г.
Варшава, 1899-1904
Серебро; кость, штамповка, полировка, литье.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1967 г.
Варшава, 1899-1904
Серебро; кость, штамповка, полировка, литье.
Поступил из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1967 г.
Варшава, 1908-1915 гг.
Серебро; литье.
Поступила из Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР в 1967 г.
ИЦЕК ЕРЛИХ
Предприятие, основанное в 1885 г. варшавским золотых дел мастером И. Ерлихом, производило серебряные и накладные изделия иудаки: бальзаминки, ханукальные лампы, субботние подсвечники. Наряду с выпуском продукции для последователей иудейского вероисповедания фирма изготавливала серебряные и золотые кольца, серьги, брошки и цепочки, предметы для сервирировки стола, сахарницы, подносы, столовые подсвечники и столовые приборы.
В 1938 г. владельцами предприятия была Арон и Бер Ерлихи.
Варшава, 1899-1904 гг.
Серебро; чеканка.
Поступил из государственного учреждения в 1979 г.
НОРБЛИН
Фирма Норблин сначала была небольшой мастерской бронзовщика, управлявшейся в 1819-1828 гг. Александром Яном Норблином (1777-1828) совместно с братьями Грегоруарами. В мастерской создавали посеребреные украшения, оружие, конскую упряжь. Сын Яна Норблина, Винсент (1805-1872), после практики в мастерской отца и обучения за границей стал учеником в мастерской Яна Батиста Церизиера. В 1831 г. после смерти хозяина, Винсент Норблин, женившись на его вдове, дочери варшавского фабриканта, принял мастерскую и начал ее развивать. В 1837 г. на мануфактуре Норблина, выпускавшей жестяную посуду и лампы, числилось девять работников. В 1843 г. Винсент Норблин создал компанию вместе с Яном Мейлертом, который в 1827 г., еще при жизни Церизиера, работал у него подмастерьем. Норблин стал совладельцем фирмы, сменившей свое название на "Норблин и компания". Благодаря этому сотрудничеству расширился ассортимент. В магазинах Норблина можно было преобрести подсвечники, щипцы, подносы, блюда, чайники, кофейники, молочники, сахарницы, корзины для сладостей и хлеба, ситечки, подставки для бутылок, подстаканники, щетки для волос. В 1853 г. произошла реорганизация и модернизация фирмы. Благодаря механизации производства теперь можно было выпускать сто сорок дюжин ложек ежедневно. В 1850-е гг. фирма начала завоевывать рынки сбыта на Ближнем Востоке.
После смерти в 1863 г. Яна Мейлерта Винсент Норблин стал единственным владельцем фирмы. Вскоре дочь Норблина, Альбертина, вышла замуж за Августа Теодора Вернера, который к этому времени уже был владельцем предприятия известного варшавского серебряника Карола Мальча. В 1865 г. дети Винсента Норблина — Людвиг и Альбертина — приняли в управление фабрику отца, а вскоре основали совместную фирму с Теодором Вернером, который в 1870 г. перенес свое предприятие на территорию фабрики Норблина. В 1882 г. была выкуплена фабрика братьев Бух и образован фирма "Норблин и компания братья Бух". В 1893 г. было образовано "Акционерное общество металлических фабрик Норблина, братьев Бух и Т. Вернера".
В 1909-1913 гг. количество работников возросло до шестисот человек, а во время Первой мировой войны сократилось до ста двадцати. Фирма была вынуждена эвакуироваться вглубь России. После войны предприятие довольно быстро восстановило свой потенциал. В 1921 г. фирма стала называться "Акционерное общество металлических фабрик под фирмой Норблина, братьев Бух и Т. Вернера". Компания имела собственные магазины. В 1937 г. на предприятии было занято около двух тысяч работников. В 1939 г. оно стало разваливаться. После Второй мировой войны произошла реорганизация предприятия, его переименовали в "Прокатный завод цветных металлов "Варшава". Норблинские изделия неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках, где получали награды. Все награды и поощрения отмечали не только высокое качество и разнообразие изделий, но и их привлекательный дизайн.
АНДЖЕЙ БОЛЕСЛАВ ШИФФЕРС
Фирма накладных изделий под названием "Анджей Болеслав Шифферс и компания" была основана в 1888 г. Анджеем Болеславом Шифферсом и Яном Золингером. Предприятие специализировалось на выпуске мелкой столовой галантереи, такой как масленки, сахарницы, подставки для ножей, наборы для уксуса и масла, корзинки и этажерки (горки для фруктов и сладостей), комплекты для кофе и чая, подсвечники, а также популярные на российском рынке подстаканники и подносы под самовары. Предлагались и отдельные модели столовых приборов, и мелкая некелированная галантерея, выпускались лампадки, кадильницы, купели для использования в обрядах различных вероисповеданий.
В 1904-1906 гг. на предприятии было занято около ста работников. С 1907 г. Ян Золингер не упоминается как совладетель фирмы под названием "Фабрика серебряных и золоченых изделий" А.Б. Шифферса и компании". Из каталога известно, что продукция, выпускавшаяся в период между двумя мировыми войнами, была ориентирована на восточный рынок. Последнее упоминание о предприятии относится к 1930 г. Изделия фирмы отличало безукоризненное исполнение и одновременнно посредственный дизайн с явным немецким влиянием.
Варшава, начало ХХ в.
Недрагоценный металл; штамповка, серебрение.
Поступила из государственного учреждения в 1980 г.
ФИРМА ОRNO
Фирма ORNO была образована в Варшаве в 1949 г. по инициативе художников и ремеслеников-ювелиров, в частности Адама Яблонского и Ромуальда Рохацкого, который следующим образом определил цель ее создания: "Объединить художника и ремесленика для того, чтобы они сообща создавали художественные работы". Вопреки политическим и экономическим сложностям послевоенного времени, фирма развивалась, получая заказы от государственных учреждений и учебных заведений и выполняя работы для репрезентативных архитектурных объектов, но главным направлением творчества мастеров была оригинальная, стильная бижутерия. Многолетним художественным руководителем фирмы был Адам Яблонский. Каждый мастер объединяя создавал проект своей будущей работы, который после получения положительной оценки соответствующей комиссии попадал в производство, где превращался в вещь, которая изготавливалась небольшим тиражом. Помимо бижутерии фирма создавала и корпусные изделия, занималась обучением художников-ремеслеников. Бижутерия фирмы завоевала признание в Польше и в других странах, куда она экспортировалась с большом количестве. Среди произведений фирмы встречаются как вдохновленные народным творчество, так и следующие за авангардом. В них можно видеть проявления польского стиля в ювелирном искусстве второй половины ХХ в.
АДАМ ЯБЛОНСКИЙ
Адам Яблонский родился в 1902 г. в городе Кельне, дату смерти и место его погребения выяснить пока не удалось. В 1924-1928 гг. посещад городскую Школу декоративного искусства и живописи в Варшаве. Наряду с графикой занимался металлопластикой и сценографией. Активно участвовал в воспитании общественности, в 1930-1936 гг. читал лекции по польской народной культуре и культуре интерьера, а также графике. С 1950 г. был художественным руководителем фирмы ОRNO.
Варшава, вторая половина 1850-х гг.
Серебро; штамповка.
Поступил из Музея подарков в 1963 г.
Варшава, вторая половина 1950-х гг.
Серебро; штамповка, пунцирование.
Поступил из Музея подарков в 1963 г.
Варшава, вторая половина 1950-х гг.
Серебро; дерево; штамповка, пунцирование.
Поступил из Музея подарков в 1963 г.
Варшава, вторая половина 1950-х гг.
Серебро, дерево; штамповка, пунцирование.
Поступил из Музея подарков в 1963 г.
Варшава, вторая половина 1950-х гг.
Серебро; кораллы, дерево; пунцирование.
Поступил из Музея подарков в 1963 г.
Варшава, вторая половина 1950-х гг.
Серебро; штамповка.
Поступила из Музея подарков в 1963 г.
Варшава, вторая половина 1950-х гг.
Серебро; кораллы, дерево; пунцирование.
Поступил из Музея подарков в 1963 г.