Борис Годунов
(октябрь 1552–13.4.1605)
Сын боярина Федора Годунова.
Царь (1598–1605)
Родственник (брат жены) бездетного царя Федора Иоанновича. При венчании на престол Бориса Годунова патриархом Иовом в 1598 году, в состав государственных регалий, подававшихся государю, была включена держава.
Держава и скипетр
Держава. Западная Европа, Конец XVI – начало XVII века. Входила в состав "Большого наряда" русского государя.
Скипетр. Западная Европа, Конец XVI – начало XVII века. Входил в состав "Большого наряда" русского государя.
Есть основания предположить, что скипетр и держава входили в состав даров, привезенных в 1604 году царю Борису Годунову Великим посольством Рудольфа II, императора Священной Римской империи. Держава и скипетр, чудом уцелевшие в Смутное время, были, очевидно, использованы в 1613 году в обряде венчания на царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых. В дальнейшем на протяжении всего царствования Михаила Федоровича они оставались единственными подобного рода регалиями в царской казне и согласно ее описям входили в так называемый «Большой наряд» – комплекс особо ценных регалий.
Скипетр и держава – замечательные произведения западноевропейского ювелирного искусства эпохи позднего Возрождения. Об этом свидетельствуют и весь арсенал орнаментальных мотивов, и стиль сюжетных сцен, отмеченных дробностью композиции, манерностью жестов и поз фигур. На это указывает и такой технический прием, как эмаль по рельефу, не применявшаяся еще тогда русскими златокузнецами.
Массивная золотая держава увенчана высоко поднятым над ней крестом с фигурными концами. В верхней части она перепоясана обоймицами, делящими ее на четыре сектора с чеканными композициями на темы из ветхозаветной истории царя Давида: «Помазание Давида пророком Самуилом», «Победа Давида над Голиафом», «Возвращение с победой», «Гонения от Саула». Сверкающие эмали на рельефных изображениях, яркие, насыщенные по тону самоцветы – зеленые изумруды, красные рубины, синие сапфиры, обведенные у основания эмалевыми узорами, – сливаются в мажорную по своему звучанию феерию красок, являющуюся доминантой декоративного оформления державы.
Золотой скипетр отличают строгое изящество формы, пропорциональность частей, богатство и изысканная красота орнаментальных мотивов. Головки херувимов, цветы, маскароны и рольверк (ремешковый орнамент), связки плодов, подвешенные на лентах, – все сплетено в единую, ритмично построенную композицию с безукоризненной согласованностью отдельных элементов. Заключительным аккордом орнаментальной симфонии являются венчающие скипетр изображения трех спаянных крыльями орлов с волютообразными завитками под лапами и короной над головами. Эффектно колористическое решение скипетра, основанное на использовании самоцветов и прозрачных разноцветных эмалей.
Трон
Иран, конец XVI – начало XVII в.; ткань – Иран, XVI в., Франция, XVIII в.
Принадлежал царю Борису Годунову.
Трон восточной работы. Преподнесен персидским шахом Аббасом I Борису Годунову в 1604 году. Трон имеет типично восточную форму с низкой спинкой и подлокотниками. В отделке трона использованы излюбленные на Востоке приемы: золотое басменное теснение, голубая бирюза и красные турмалины. Спинка сиденья, подлокотники и весь трон снизу обиты золотым иранским бархатом. В 1742 году, при подготовке к коронации, ветхий бархат был заменен на новый французский.