Иван IV Грозный

Иван IV Грозный

(25.8.1530-18.3.1584)

Старший сын великого князя московского Василия III и его второй жены Елены Глинской.

Великий князь московский (1533-1547)

Первый русский царь (1547-1584)

Для его венчания на царство был разработан специальный обряд. Он проходил в Успенском соборе Московского Кремля. В центре пышно убранного храма поставили покрытый дорогой тканью аналой для царских регалий и высокий ступенчатый постамент, на нем стоял царский трон. Рядом находился стул для митрополита и по обеим сторонам постамента  скамьи для духовенства. В собор перенесли и уложили на специально подготовленном, покрытом драгоценной тканью столе (аналое), царские регалии. В кульминационный момент церемонии на Ивана IV (Грозного) митрополит Макарий возложил животворящий крест, золотую цепь, бармы и шапку Мономаха  наследственный венец русских государей. С этого времени, и на протяжении всего XVII столетия, обряд венчания на царство совершали главы русской церкви.


Шапка Казанская

Шапка Казанская

Москва, 1553–1558; каркас на шапку ("верх") – Россия, XVII в. (?) 

Шапка Казанская датируется 1553 годом. Впервые она упоминается в составе казны царя Ивана Грозного, правление которого было ознаменовано рядом важных в политической истории России событий. Среди них  взятие Казани в октябре 1552 года и включение Казанского ханства в состав Российского государства. Не исключено, что по случаю успешного разрешения «восточного вопроса», столь важного для Московии, и был сделан кремлевскими ювелирами драгоценный венец, увековечивший в своем названии память о славной победе русских воинов. Во внешнем облике венца своеобразно переплелись национальные и восточные художественные традиции. Так, опоясывающие его в три ряда накладные килевидные «кокошники-городки» восходят к декору русских храмов того времени; в сочетании же камней, красных турмалинов и рубинов с голубой бирюзой, в резном орнаменте переплетающихся трав по черневому фону сказалось влияние восточного искусства.


Трон

Трон

Москва (?), Оружейная палата Кремля (?), 1654–1667; отдельные пластины спинки и двуглавый орёл над спинкой – Россия, Москва XIX в. 

Трон выполнен в форме стула и украшен пластинами слоновой и моржовой кости с резьбой на мифологические, геральдические, бытовые сюжеты. Особо выделяются пластины с картинами из жизни библейского царя Давида, глубоко почитавшегося на Руси.

 
вверх