Иван V Алексеевич
(27.8.1666 - 29.1.1696)
Средний сын царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской.
Царь (1682-1696)
В силу слабого здоровья и особенностей политической ситуации того времени, был венчан на престол в 1682 году патриархом Иоакимом вместе со сводным братом Петром (будущим Петром I, в то время 10-летним мальчиком) - представителем другого могущественного боярского рода Нарышкиных. Во время церемонии венчания одновременно на двух царей были возложены венцы. Иван Алексеевич как старший брат венчался наследственным венцом русских государей Шапкой Мономаха.
Алмазный венец
1680-годы. Мастерские Московского Кремля.
Принадлежала царю Ивану Алексеевичу.
Один из двух венцов, сделанных в 80-х годах XVII века кремлевскими ювелирами для царя Ивана Алексеевича и его сводного брата Петра. Декоративное решение венца характерно для русского ювелирного искусства позднего XVII века, одной из примечательных черт которого было активное использование драгоценных камней, вызванное стремлением к пышности, несколько показной роскоши, ясно ощущаемым в художественном творчестве этого времени. Излучающий сияние венец сплошь украшен алмазными запонами в виде розеток, корон, двуглавых орлов, блеск которых соперничает с блеском золота. Запоны помещены в различных ракурсах, и алмазы на них находятся в разных плоскостях, что особенно усиливает их игру. В навершии венца под крестом помещен драгоценный лал малинового цвета.
Алтабасная шапка
Москва, Константинополь (?, 17 в., запоны), Турция (17 в., алтабас) 1684. Мастерские Московского Кремля.
В 1684 году для царя Ивана Алексеевича была сшита шапка из алтабаса, драгоценной, похожей на парчу ткани, отчего и шапка получила название Алтабасной. Эта шапка - единственная среди царских венцов, чья тулья сделана из ткани. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. Некоторые из этих запон, как документально известно, были сняты с несохранившейся Алмазной шапки царя Федора Алексеевича.
Трон
Мастерские Московского Кремля, до 1682-1684 гг.
Принадлежал царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу.
Серебряный, позолоченный трон изготовлен в кремлевских производственных мастерских в 80-х годах XVII века для двух братьев - соправителей Ивана и Петра Алексеевичей. Трон двойной, своей конструкцией вызывает ассоциации с архитектурным сооружением.
В глубину трона к обитому бархатом сиденью, разделенному поручнем на два места, ведут три серебряных с прорезным орнаментом ступени. Над ними возвышается ажурная серебряная арка на витых колонках, подобная порталу здания - нарядно оформленному входу. Высокая спинка трона с двумя серебряными столбиками по сторонам и округлым серебряным завершением напоминает окно с изукрашенным наличником. Две боковые стенки, соединенные со спинкой под прямым углом, похожи на отведенные назад оконные ставни. Их назначение в троне глубоко функционально. Вместе со спинкой они образуют за троном небольшое, закрытое с трех сторон пространство, выполнявшее роль потайного, места, предназначенного для того лица из окружения малолетних царей, кто помогал им, а то и просто руководил ими во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через оконце, прорезанное в спинке и драпировавшееся бархатом. Изощренной форме трона соответствует его вычурное оформление. Обилие и разнообразие серебряных деталей от гладких пластин до объемных фигурок животных, динамичность орнаментальных композиций и живость поз зверей и птиц, блеск отполированного металла, контрастное сочетание серебра и позолоты, резьбы и горельефа - все это придает трону исключительно эффектный вид и позволяет говорить о нем как о памятнике искусства барокко. Характерное для барокко впечатление помпезности и зрелищности усиливают три высоких сложнопрофилированных стоянца с двуглавыми орлами и две трехгранные подставки с углублениями под державу, составляющие с троном единый ансамбль.