Портрет царя Петра Алексеевича

Пётр Алексеевич

(30.5.1672 - 28.1.1725)

Сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Фактически править как царь начал с 1689 года.

Царь (1682-1721)

Первый император России (1721-1725)

Младший сын царя Алексея Михайловича. Принадлежал по матери к роду Нарышкиных. В силу особенностей политической ситуации того времени, был венчан на престол в 1682 году патриархом Иоакимом в 10-летнем возрасте, вместе со сводным братом Иваном V Алексеевичем - представителем другого могущественного боярского рода Милославских. Во время церемонии венчания одновременно на двух царей были возложены венцы. Как младший брат венчался особым венцом Шапкой Мономаха второго наряда - копией наследственного венца русских государей Шапки Мономаха.


Шапка Мономаха второго наряда

Шапка Мономаха второго наряда

Мастерские Московского Кремля, 1682 г. 

Венец был изготовлен в кремлевских мастерских к венчанию в 1682 году на царство двух малолетних сыновей Алексея Михайловича Ивана и Петра Алексеевичей. Создатели постарались, насколько возможно, уподобить ее старинному оригиналу. Она также напоминает по форме восточный головной убор и состоит из восьми золотых пластин. Ее тулью венчает полусферическое навершие с крестом. Однако есть определенные отличия в художественном оформлении венцов, которые придают своеобразие каждому из них. Вся поверхность древнего венца украшена тонким филигранным узором, благодаря чему он приобретает изысканно нарядный вид. Золотые пластины нового венца оставлены гладкими. Холодный зеркальный блеск отполированного металла в сочетании с четкой симметрией декора придает ему элегантную строгость, чуть смягченную разноцветными вспышками драгоценных камней. В длинном названии нового венца - отзвуки истории Российского государства позднего XVII века. После смерти в апреле 1682 года бездетного царя Федора Алексеевича трон должен был наследовать его брат, пятнадцатилетний Иван Алексеевич. Однако, как сообщают русские источники, царевич был «главою скорбный», и поэтому Боярская дума провозгласила царем младшего брата Федора и Ивана десятилетнего царевича Петра. Но Ивана поддерживали войско и одна из дворцовых группировок, считавшие, что царствовать должны оба брата, и заставившие Боярскую думу объявить царями их обоих. Во время торжественного венчания царевичей на старшего Ивана Алексеевича была возложена древняя Шапка Мономаха, на младшего Петра Алексеевича - специально сделанная по этому поводу.


Алмазный венец

Алмазный венец

Мастерские Московского Кремля, 1680-годы.
Принадлежал царю Петру Алексеевичу.

Венец Петра Алексеевича изготовлен в 80-х годах XVII века кремлевскими ювелирами. Для его старшего брата, одновременно с ним венчанного на престол была изготовлена похожая шапка. Декоративное решение венца характерно для русского ювелирного искусства позднего XVII века, одной из примечательных черт которого было активное использование драгоценных камней. Сверкающие алмазы и самоцветы, всегда привлекавшие внимание древнерусских златокузнецов, становятся в то время едва ли не основным компонентом ювелирных изделий. Убранство венца Петра Алексеевича дополняют цветные камни - зеленые изумруды и красные турмалины. В отличие от алмазов с нанесенными на них треугольными фасетами, неограненные цветные камни сохранили природную округлую форму. Лишь слегка отполированные, мягко светящиеся изнутри, они эффектно оттеняют интенсивный холодный блеск прозрачных алмазов.

Скорее всего, этот скипетр был выполнен в 1682 году в мастерских Московского Кремля по случаю поставления на царство братьев Ивана и Петра Алексеевичей. В церемонии венчания Ивану Алексеевичу как старшему был вручен скипетр его деда, царя Михаила Федоровича, а новый скипетр, сознательно сделанный по образцу чтимой реликвии, был поднесен младшему царевичу Петру Алексеевичу.


Скипетр

Скипетр

Россия, Москва. Последняя четверть XVII в. Мастерские Московского Кремля (?).
Принадлежал царю Петру Алексеевичу.

Шестигранный скипетр делится на три части тремя выступающими валиками и снизу завершается валиком с фигурным набалдашником. Сложная по силуэту верхняя часть скипетра, собранная из разновеликих фигурных деталей, заканчивается тремя орлами со спаренными крыльями и короной над головами, увенчанной не ограненным изумрудом и двумя жемчужинами. И своей формой, и рядом деталей он близок скипетру XVI века царя Михаила Романова. При этом в декоративном решении памятника отразились художественные вкусы позднего XVII века. Роспись черными и розовыми эмалями по белому и голубому фону, растительный орнамент из миниатюрных изящно очерченных тюльпанов, листиков, усиков, завитков - все это находит многочисленные аналогии в изделиях кремлевских ювелиров 80 - 90-х годов XVII столетия.


Наперсный крест

Наперсный крест

Россия. Последняя четверть XVII в.
Принадлежал царю Петру Алексеевичу.

Золотой крест царя Петра Алексеевича сделан в придворных кремлевских мастерских в 80-х годах XVII века. В центре его лицевой стороны помещен небольшой накладной крест из великолепных изумрудов разной огранки и формы, украшенный прорезным растительным орнаментом с эмалью. Форма и характер оформления изумрудного креста позволяют отнести его к работе западноевропейских златокузнецов рубежа XVI - XVII веков. При этом резное распятие на одном из изумрудов и резная надпись «Ника» на другом имеют явно русское происхождение и могут быть датированы тем же временем. На оборотной стороне наперсного креста исполнено цветными эмалями фронтальное полуфигурное изображение апостола Петра, патронального святого царя. Эмалевый декор креста в сочетании с ослепительно сверкающими драгоценными камнями подчеркивает мажорное звучание его убранства, созвучное общим тенденциям развития русского искусства того времени. Цельность его художественного решения, чистота и тонкость работы позволяют говорить о нем как о шедевре русского ювелирного дела XVII столетия. Не случайно поэтому крест привлек внимание ювелиров конца XIX века, творчество которых было отмечено повышенным интересом к национальному культурному наследию. В 1885 году на московской фирме Павла Овчинникова по образцу старинного креста Петра I был выполнен новый крест, также находящийся в настоящее время в Оружейной палате.


Трон

Трон

Мастерские Московского Кремля, до 1682-1684 гг.
Принадлежал царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу.

Серебряный, позолоченный трон изготовлен в кремлевских производственных мастерских в 80-х годах XVII века для двух братьев - соправителей Ивана и Петра Алексеевичей. Трон двойной, своей конструкцией вызывает ассоциации с архитектурным сооружением.

В глубину трона к обитому бархатом сиденью, разделенному поручнем на два места, ведут три серебряных с прорезным орнаментом ступени. Над ними возвышается ажурная серебряная арка на витых колонках, подобная порталу здания - нарядно оформленному входу. Высокая спинка трона с двумя серебряными столбиками по сторонам и округлым серебряным завершением напоминает окно с изукрашенным наличником. Две боковые стенки, соединенные со спинкой под прямым углом, похожи на отведенные назад оконные ставни. Их назначение в троне глубоко функционально. Вместе со спинкой они образуют за троном небольшое, закрытое с трех сторон пространство, выполнявшее роль потайного, места, предназначенного для того лица из окружения малолетних царей, кто помогал им, а то и просто руководил ими во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через оконце, прорезанное в спинке и драпировавшееся бархатом. Изощренной форме трона соответствует его вычурное оформление. Обилие и разнообразие серебряных деталей от гладких пластин до объемных фигурок животных, динамичность орнаментальных композиций и живость поз зверей и птиц, блеск отполированного металла, контрастное сочетание серебра и позолоты, резьбы и горельефа - все это придает трону исключительно эффектный вид и позволяет говорить о нем как о памятнике искусства барокко. Характерное для барокко впечатление помпезности и зрелищности усиливают три высоких сложнопрофилированных стоянца с двуглавыми орлами и две трехгранные подставки с углублениями под державу, составляющие с троном единый ансамбль.


Платно

Платно

Мастерские Московского Кремля, конец XVII в.
Принадлежало царю Петру Алексеевичу.

Платно царя Петра Алексевича было выполнено в мастерских Москоского Кремля в конце XVII века. Оно представляет собой парадное царское одеяние, которое использовалось только в парадных церемониях.

От традиционной одежды знати того времени платно отличалось широкими рукавами до запястий и особым воротником округлой формы - бармами. Шили такое платье из драгоценных тканей, привозимых из Европы и Востока. Выбирали ткани, в колорите которых преобладал золотой цвет, символизировавший богатство и могущество. На отделку царского платья использовали драгоценные меха, служившие подкладкой. Его украшали плетеным кружевом, золотыми пуговицами и драгоценными орнаментальными вставками, которые сами по себе были произведением ювелирного искусства. Они в изобилии нашивались на костюм. Весил такой наряд немало. Неслучайно поэтому в чинах венчания на царство упоминаются особые придворные, поддерживающие государя под руки во время торжественного шествия в Успенский собор.

 
вверх