Во многих странах мира приход правителя к власти ознаменовывался особым обрядом. Русский обряд посажения князя на престол упоминается в летописях со времени киевского князя Владимира Всеволодовича (Мономаха). Со времени княжения Андрея Боголюбского посажение на стол русских великих князей стало происходить во Владимире, а с середины XV века, начиная с великого князя московского Василия II Темного, – в Москве. В период татаро-монгольского ига перед посажением на престол князья ездили в Золотую Орду, там приносили присягу и получали ханскую грамоту на великое княжение.
В конце XV века при великом князе московском Иване III Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Иван III, стремясь закрепить права великих московских князей на престол, всячески подчеркивал их независимость и преемственность их власти от византийских императоров. Иван III сам выбрал наследника престола – внука Дмитрия, и решил венчать его по византийскому образцу, как некогда в Византии венчали императоров.
4 февраля 1498 года в Успенском соборе Московского Кремля при стечении народа Иван III объявил Дмитрия наследником престола, а митрополит Симеон благословил его. Иван III собственноручно возложил на голову Дмитрия золотой венец, а на его плечи специальный воротник – бармы. Это первое венчание на великое княжение, известно по целому комплексу источников, среди которых "чин", то есть описание порядка венчания, и летописные сообщения.
В 20-х годах XVI века в придворных кругах было создано литературное произведение "Сказание о князьях владимирских". В нем утверждалось, что знаки императорской власти: венец, золотая цепь и бармы появились на Руси еще в XII веке. Их получил киевский князь Владимир Всеволодович по праву родства от своего деда по матери византийского императора Константина Мономаха. По средневековой традиции родственные связи московских правителей (через князей владимирских и киевских) с императорами Византии служили весомым доказательством их права на власть.
Идея преемственности власти была настолько важна, что золотой венец, которым венчался Дмитрий, получил название "шапка Мономаха", а моленное место первого русского царя Ивана Грозного, выполненное в 1551 году для Успенского собора, было украшено резными миниатюрами, иллюстрирующими "Сказание", и названо – "Мономахов трон".