Алексей Михайлович
(19.3.1629 - 29.1.1676)
Старший сын царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
Царь (1645-1676)
Алексей Михайлович Романов был венчан на престол в 1645 году, при этом изменений в обряде не произошло. Глава русской православной церкви патриарх Иосиф в Успенском соборе Московского Кремля возложил на царя Шапку Мономаха, бармы, крест, золотую цепь, подал ему скипетр и державу.
Держава и скипетр
Держава. Стамбул, 1662 г. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.
Скипетр. Стамбул, 1658 г. Принадлежал царю Алексею Михайловичу.
С именем царя Алексея Михайловича, сына Михаила Федоровича, связано появление в царской казне новых скипетра и державы. Достоин внимания тот факт, что местом создания русских регалий стал Стамбул, столица мусульманского государства. Возможно, определенную роль здесь сыграло то обстоятельство, что стамбульские ювелиры, значительную часть которых составляли греки, были первоклассными мастерами, чье искусство хорошо знали и любили в России. Не исключено, однако, что идейный фактор был здесь важнее любого другого. Стамбул XVII века - это прежний Константинополь, бывший центр православного мира, который русские книжники конца XV столетия назвали вторым Римом, тогда же провозгласив Москву его преемником, третьим и последним Римом. В правление Алексея Михайловича политическая доктрина времени Ивана III вновь обрела былую популярность, и царский заказ намекал на это. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году.
В декоративном убранстве регалий, особенно державы, проявились характерные черты турецкого искусства. Украшающие их золотые запоны с драгоценными камнями напоминают то тюльпаны, то цветы и плоды граната - излюбленные мотивы турецкого орнамента. В единстве с турецкой художественной традицией находится и колористическое решение изделий, построенное на броском, контрастном сочетании изумрудно-зеленых и красных цветов - зеленых эмалей и красных рубинов. Венчающие же регалии кресты указывают на их принадлежность православному государю. Об этом также говорят изображения двенадцати наиболее чтимых православных праздников, органично включенных в орнаментальное убранство скипетра: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Уверение апостола Фомы, Сошествие Святого Духа, Вознесение. Композиции исполнены золотом по черневому фону в иконописной манере, выдающей руку греческого мастера.
Бармы
Константинополь (Стамбул). II половина XVII в.
Принадлежали царю Алексею Михайловичу.
Бармы царя Алексея Михайловича, выполнены по его заказу в Стамбуле в 1662 году. Это круглый шелковый воротник, украшенный семью драгоценными медальонами. Центрами медальонов служат круглые золотые пластинки, на которых разноцветными эмалями, прозрачными и глухими, исполнены религиозные композиции. Блеску и яркости эмалевых красок вторит роскошь ажурных оправ из золотых запон со сверкающими самоцветами - рубинами, алмазами, изумрудами. Из семи медальонов наибольший интерес представляют три больших. Два из них, не плоские, как все другие, а слегка выпуклые, находились на плечах. Форма третьего медальона и характер его оформления отличны от остальных шести, близких по убранству, что позволяет считать его центральным. На нем исполнена сидящая на троне Богоматерь с младенцем на коленях, которую венчают короной два ангела. На одном плечевом медальоне помещены крест и находящиеся по сторонам от него святые - византийский император Константин Великий и его мать Елена, которые вошли в историю как активные поборники христианства. На другом плечевом медальоне представлены Василий Великий и святой воин Меркурий, поражающий копьем императора Юлиана. Византийский император Юлиан, племянник Константина Великого, был, в отличие от последнего, ярым гонителем христиан, за что получил прозвище "отступник", и, согласно легенде, погиб во время битвы от руки святого Меркурия, принявшего облик воина из стана врагов. Подбор сюжетов на медальонах барм, как и на многих других памятниках средневекового искусства, скорее всего, не случаен, а обусловлен конкретной идейной программой, возможно, составленной самим заказчиком, царем Алексеем Михайловичем. И не исключено, что эта драгоценная реликвия XVII века символическим языком своих образов намекала на значение царской власти в христианском мире и конкретно на миссию в нем самого русского царя.
Трон
Иран, 1659 год.
Принадлежал царю Алексею Михайловичу.
Трон был выполнен иранскими мастерами в 1659 году и подарен царю купцом Захарием Сарадаровым от армянской торговой компании в Иране. Столь драгоценный дар был присоединен к прошению торговать на территории России без пошлины. В вознаграждение за трон купцам было пожаловано 4000 рублей серебром и 19000 рублей медью.
Остов трона выполнен из сандалового дерева. Облицовка - золотые и серебряные пластины, украшенные причудливыми орнаментами, бирюзой и алмазами. За преобладание этих драгоценных камней в отделке (их более 800) трон назван "Алмазным". На спинке трона в обнизанном жемчугом картуше, который поддерживают два гения, вышита надпись: "Могущественному и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659".