Со времен шведской интервенции в Россию в начале XVII века, в период «Великой смуты», в результате которой Россия была вынуждена уступить Швеции Ингерманландию и Кексгольмский лен (Корельский уезд), Россия стремилась отвоевать обратно утраченные территории. Это привело к войне 1656-1658 годов, которая не принесла сколько-нибудь ощутимых результатов. В 1661 году страны заключили мирный договор в Кардисе, а затем, в 1667 году, еще один – на Плюссе. Однако оба эти мирных соглашения были подписаны в период регентского правления, и Швеция с самого начала дала понять, что соглашение необходимо будет подтвердить, когда юный король Карл XI достигнет совершеннолетия. В дальнейшем такое подтверждение было получено во время шведского посольства в Москву в 1673-1674 годах. В 1682 году в России провозгласили двух царей: первым - Ивана Алексеевича, а вторым – Петра Алексеевича. Их сестра, царевна Софья Алексеевна, приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев.
В этой новой ситуации требовалось документально зафиксировать смену правителя, и обеим странам вновь пришлось подтверждать действие старых соглашений. Осенью 1683 года в Стокгольм прибыло крупное русское посольство во главе с Иваном Прончищевым, и 30 октября на торжественной церемонии в Большом соборе договоры были ратифицированы. В феврале следующего года в Москву отправилось крупное посольство во главе с Конрадом Юлленшерной, чтобы аналогичным образом закрепить эти мирные договоры. Вторым послом был Юнас Клингстед, а третьим – Отто Стаккельберг. Численность дипломатической миссии составляла около двухсот пятидесяти человек. Уникальные сведения об этом посольстве известны из дневника языковеда Ю.Г.Спарвенфельда, который принимал в нем участие в качестве камер-юнкера – помощника и являлся личным ассистентом Конрада Юлленшерна.
Подобные посольства, и особенно посольства Великие, были масштабным предприятием, и требовались немалые усилия для того, чтобы их путешествия складывались удачно. Первый отрезок пути – от Грисслехамна на шведском берегу, мимо Аландских островов, через Балтийское море в Финляндию – посольство проехало на санях. Из описаний Спарвенфельда, следует, что временами им приходилось кружить между торчащими ледяными «конечностями». Трудности с получением необходимого количества лошадей упоминаются во многих местах дневника, и в частности, во время пребывания посольства в Новгороде. Другого рода трудность представляла собой переправа такого количества людей и поклажи через реки при почти полном отсутствии мостов. Так в Твери посольству пришлось переправляться через широкую реку – Волгу. Людей перевозили на лодках, что было сопряжено с риском, поскольку течение было сильным. Из-за обильных дождей уровень реки поднялся на человеческий рост. В результате чего посольство задержалось в Твери до 15 апреля и покинуло этот город на десяти лодках.
Двадцать восьмого апреля посольство торжественно въехало в Москву. Первая аудиенция, состоялась 2 мая. В протоколе посольства есть сведения о том, как вносили подарки во время аудиенции. За этот пункт церемониала отвечал Емельян Украинцев, думный дьяк Посольского приказа и ответственный за ведение дел своего ведомства. Дары вносили в следующем порядке: сперва дары царям, а затем – царице. Общий вес даров был около 118 кг. Посольство привезло множество сетов ваз-рассольников. Это и восемнадцать роскошных чаш, поддерживаемых Марсом и Минервой, и восемнадцать ваз с чеканным изображением играющих пути внутри чаши. Некоторые дары с годами исчезли, но присутствуют в Описи московской Оружейной палаты 1884-1893 годов. Дипломатами были также привезены «дамские принадлежности» от шведской королевы Ульрики Элеоноры, сестре царей – Софье.
После ряда дискуссий между шведами и русскими, наконец, все было готово к подтверждению мирного соглашения. Торжественная церемония, на которой цари принесли клятву и целовали крест на Библии, состоялась 28 мая. Царевна Софья приняла шведских послов в Золотой палате. Это был, очевидно, первый случай, когда иностранные посланники целовали ей руку. Такой почести удостаивались только цари, и, в контексте ее притязаний на власть, это было еще одной победой. На это событие явно отреагировали не только иностранные дипломаты, но и сами русские – патриарх, в частности, резко критиковал главу Посольского приказа В.В.Голицына за это.
По русскому обычаю получив подарки, в числе которых были собольи шкурки, фарфоровые вазы, клык моржа, персидская ткань, расшитая золотом и шелком, шведское посольство благополучно покинуло Москву 2 июня 1684 года.
Блюдо-лохань «Карусель»
Аугсбург, 1677-1679 гг.
Исаак Варнбергер.
Серебро; чеканка, золочение.
В зеркале серебряного чеканного блюда мастерски воспроизведены несколько испытаний, составлявших так называемую каруcель: «укол копьем в кольцо», «меткий выстрел», «руби голову турка». Златокузнец блестяще передал ощущение происходящего на городской площади пышного праздника – военной игры, за которой увлеченно наблюдают дамы и кавалеры, военные и горожане. На втором плане композиции на балконе сидят зрители. Там же изображены призы участникам состязаний – два блюда и кувшин,- висящие поверх дорого ковра, перекинутого через перила балкона. Праздничное убранство блюда подчеркивает пышный декор на его борте: изображения птиц и пять многослойных литых накладных розеток, составленных из незолоченых и позолоченных лепестков, которые словно вплетены в пышную гирлянду плодов и фруктов.
На оборотной стороне блюда-лохани гравирована кириллицей надпись, сообщающая о его принадлежности Казне, с указанием веса – 8 фунтов 57 золотников.
Кувшин рукомойный «Купидон на коне»
Нюрнберг, 1655-1669 гг.
Ханс Николаус Мюллнер.
Серебро; литье, чеканка, золочение.
Рукомойный серебряный чеканный кувшин выполнен в виде Купидона на вздыбленном коне. Фигура коня является сосудом.
Купидон сидит в позе амазонки, сжимая левой рукой поводья, а правой – золоченые лук и стрелу. Его литая фигурка задрапирована широкой золоченой лентой, голову украшает лента, завязанная бантом сзади. Тело коня пунцировано под шерсть. Копыта и конская сбруя позолочены. Кончик хвоста и грива подвязаны лентами с бантом. Чепрак украшен тонкой гравировкой, с золоченой каймой по краю. Слив кувшина оформлен как загнутая вверх трубка во рту коня, отверстие для наполнения сосуда жидкостью скрыто под челкой гривы между ушами.
Верхняя часть частично позолоченного основания украшено «землей», под ногами коня камни и пень. По боком основания в двух овальных клеймах изображены сельские пейзажи: полуразрушенные домики с изгородью, один – в горах, другой – в долине.
На оборотной стороне основания кувшина сохранились остатки чернильных надписей кириллицей. Одна из них сообщает, что кувшин был прислан великим государям в дарах от короля Швеции в 1684 году и его вес составлял 4 фунта 57 золотников. Другая, с информацией о присылке вещи в 1687 году, является ошибкой, допущенной, вероятно, при ее написании. На дне основания гравирован кириллицей номер по описи Казны – 481.
Кувшин рукомойный «Всадник»
Нюрнберг, 1665-1669 гг.
Ханс Николаус Мюллнер.
Серебро; чеканка, литье, гравировка.
Рукомойный серебряный чеканный кувшин выполнен в виде фигуры всадника, на высоком основании. Фигура коня является сосудом. Воин изображен в античном доспехе, слева на перевязи висят ножны, шлем украшен чеканной маской и плюмажем. В его поднятой правой руке – меч, левой он сжимает повод. Всадник сидит на вздыбленном коне, стоящем на задних ногах. Грива и хвост прочеканены, на конце хвост подвязан лентой. На коне накладной чепрак, чеканка дополнена пунцированием, имитирующим драгоценную ткань. В пасти животного трубка-слив, накладная челка служит крышкой для отверстия, через которое сосуд наполняется жидкостью.
Основание овальной формы расчеканено «землей». На нижней части в двух овальных клеймах, чеканены всадники на фоне пейзажа, а между ними – связки арматуры.
На оборотной стороне основания кувшина гравирована кириллицей надпись, сообщающая о весе – 7 фунтов 10 золотников.
Кубок
Нюрнберг, 1593/94-1602 гг.
Ханс Петцольт.
Серебро; чеканка, литье, гравировка.
Серебряный чеканный кубок с крышкой на фигурной ножке помещен на высокое основание. В декоре каждой из частей кубка использованы чеканные, гравированные и литые букли.
На среднюю часть чаши надета муфта, закрепленная шестью накладными литыми украшениями – женскими гермами на вытянутых гладких стелах. Между гермами помещены шесть сцен, представляющих различные степени опьянения: от веселого застолья до последствий буйного пьянства. Нижняя часть чаши состоит из широкого выпуклого чеканного валика. Валик расчеканен растительным орнаментом и украшен тремя литыми накладными сиренами, чередующимися с тремя головками пути.
Ножка кубка выполнена в виде литой чеканной вазы с литыми накладными деталями. Средняя часть украшена тремя сиренами на пояске жемчужника, чередующимися с головками Венеры. Подножие вазы состоит из выпуклого валика и литой гладкой втулки. Валик расчеканен рольверк-орнаментом и украшен четырьмя литыми накладными козлиными головами и дужками, выполненными в виде гарпий. Втулка декорирована литыми накладными львиными маскаронами.
Верхняя часть основания расчеканена связками плодов, чередующимися с головками ангелов. На круглой чеканной крышке помещена фигура античного воина. В левой руке он держит копье, а правой опирается на щит.
На оборотной стороне основания кубка гравирована кириллицей надпись с указанием года – 1636 и веса – 24 фунта 24 золотника, далее латинские буквы – G.S.B. (Возможно, инициалы владельца или название собрания). В буклях внутри основания сохранились следы чернильной надписи кириллицей, сообщающей, что кубок был прислан великим государем в дарах от короля Швеции в 1684 году. На одной из буклей на крышке гравирован кириллицей год – 1636.
Кубок
Нюрнберг, 1650 г.
Томас II Штёр.
Серебро; чеканка, литье, пунцирование.
Серебряный чеканный кубок с чашей колокольчатой формы и крышкой, завершающей пышным цветочным букетом помещен на высокое основание.
Верхняя часть корпуса декорирована шестью буклями. Между ними вверху помещены накладные резные розетки из незолоченых травок с полым литым позолоченным шариком в центре. Низ корпуса украшен шестью буклями меньшего размера. Ножка кубка составная. В центре находится ваза в виде граненой балясины. Она украшена тремя литыми ажурными дужками. Декор круглого основания и крышки повторяет декор корпуса кубка. Внутри, в центре крышки, находится литая сферически выпуклая накладка. На ней гравирован одноглавый орел в фигурном картуше, с гербовым щитком на груди и идущей вокруг надписью на немецком языке. Кубок был выкуплен для посольства у Хедвиги Мёрнер, вдовы фельдмаршала Роберта Дугласа (1611-1662).
На оборотной стороне основания кубка фрагментарно сохранилась чернильная надпись кириллицей, сообщающая, что кубок был прислан великим государем в дарах от короля Швеции в 1684 году. На мишени внутри крышки гравирован герб – орел, а также надпись по латыни, в переводе означающая:«1650. Бургомистр и советник священного имперского города Эсслингена».
Настольное украшение «Геркулес, побеждающий гидру»
Аугсбург, 1666-1669 гг.
Ханс Якоб II Баур.
Серебро; чеканка, литье, пунцирование.
Серебряная четырехъярусная ваза-рассольник на трех ножках завершается литой композицией «Геркулес, побеждающий гидру».
Это настольное украшение состоит из двух разъемных частей. В нижнюю входят два яруса тарелей и подсвечников, закрепленных на побегах S-образной формы. Нижняя, треугольная в основе фигурная тарель, расчеканенная крупными цветами, расположена в центре вазы, между побегами.
Второй ярус нижней части вазы-рассольника состоит из трех плоских фигурных тарелочек-рассольников, выполненных в виде цветочных чаш с центральной розеткой, пунцированными лепестками по краям. Между тарелочками находятся три длинных побега S-образной формы, завершающихся тремя подсвечниками. Каждый из них имеет высокую чеканную свечную трубку, гравированную листьями аканта с фигурным резным краем. Основанием каждой свечной трубки служит тарелочка-цветок.
Верхняя часть выполнена в виде профилированной выпуклой сулеи с нависающим фигурным краем. Литая скульптурная группа – это стоящий Геркулес и распростертая у его ног крылатая гидра. Обнаженная фигура героя задрапирована широкой лентой, перекинутой через левое плечо. В его правой руке – дубина, левой он схватил ухо гидры, а правой ногой попирает чудовище. Тело гидры пунцировано «под змеиную чешую».
Ножки вазы-рассольника украшены накладными чеканными стилизованными дельфиньими мордами с плавниками. Держатель-завиток гравирован «под рыбью чешую».
С типологической точки зрения настольное украшение «Геркулес, побеждающий гидру» - предтеча пладеменажа XVIII века. Сочетание рассольника с подсвечником известно еще с конца XVI века. Настольное украшение было куплено для посольства 1684 года у графа Нильса Брахе.
Вазы-рассольники со скульптурными ножками в виде Марса и Минервы
Аугсбург, 1637-1639 гг.
Серебро, недрагоценный металл; литье, чеканка, пунцирование.
Посольство 1684 года привезло в Москву множество сетов ваз-рассольников. Среди них восемнадцать чаш, поддерживаемых Марсом и Миневрой. Уникальным является факт, что все восемнадцать ваз-рассольников не только сохранились, но и до 1931 года находились в одном собрании – в Оружейной палате. В настоящее время в кремлевском музее хранятся шестнадцать ваз: семь с фигурой Марса и девять – Миневры. Две вазы с фигурой Марса принадлежат Северному музею в Стокгольме. Они оказались в Швеции в результате аукционных продаж музейных ценностей, осуществлявшихся советским правительством в 1929-1933 годах.
Литые ножки девяти ваз-рассольников выполнены в виде фигуры Марса в античном доспехе, а девяти других – Минервы в античном доспехе. На головах богов шлемы. Одной рукой стоящие Марс и Минерва опираются на копье, другой – на фигурный гладкий позолоченный щит. Некоторые копья, а также все щиты были заменены во время позднейших реставрационных работ. Возможно, первоначально на щитах также были гравированы свадебные гербы и поэтому они были заменены еще в Стокгольме, перед поездкой посольства в Москву.
Часть деталей – волосы, шлем, одежда, копье – позолочены. Марс и Миневра образуют пары.
Блюдо-лохань «Сражение копьеносца с всадником»
Гамбург, 1664-1670 гг.
Юрген Рихельс.
Серебро; чеканка, пунцирование, золочение.
Серебряное позолоченное блюдо-лохань украшено в зеркале чеканной композицией «Сражение копьеносца с всадником». В центре блюда изображено сражение на фоне лесного пейзажа. Пеший воин с копьем наносит удар всаднику, замахнувшемуся мечом. На втором плане – погоня. Все чеканные изображения дополнены гравировкой и проработаны пуансоном.
Не исключено, что мастер создал целую серию блюд, имеющих общий гравюрный сюжет. Сравнение с другим блюдом Ю.Рихельса из кремлевского собрания дает возможность предположить, что художник мог разделить сложное изображение на несколько блюд. В результате чеканные изображения блюд позволяют увидеть происходящий бой с разных точек.
Прототип, к которому восходит чеканный сюжет в зеркале блюда, не определен, но вероятно, это южнонемецкая работа, возможно, созданная около 1650 года. Чернильная надпись на оборотной стороне блюда с пометами Казны и указанием веса кириллицей, о которых упоминает Опись 1855 года, не сохранилась.
Блюдо-лохань «Погоня»
Гамбург, 1664-1670 гг.
Юрген Рихельс.
Серебро; чеканка, пунцирование, золочение.
Серебряное позолоченное блюдо украшено в зеркале чеканной композицией «Погоня». Его главные действующие лица – два всадника в античных доспехах, в шлемах с плюмажем. Один из них, убегающий, обернулся назад. В правой руке у него оружие, напоминающее пистолет. Другой всадник, настигающий первого, держит в руке нечто похожее на жезл. Между всадниками находится пеший человек, вероятно, воин-пехотинец или слуга. Он в обычном платье, без доспехов и оружия. Справа на заднем плане изображен еще один всадник с коротким обнаженным мечом, скачущий в противоположную сторону.
Все чеканные изображения дополнены гравировкой и проработаны пуансоном. Не исключено, что мастер создал целую серию блюд, имеющих общий гравюрный сюжет. Сравнение с другим блюдом Ю.Рихельса из кремлевского собрания дает возможность предположить, что художник мог разделить сложное изображение на несколько блюд. В результате чеканные композиции блюд позволяют увидеть происходящий бой с разных точек.
Прототип, к которому восходит чеканный сюжет в зеркале блюда, не определен, это южнонемецкая работа, возможно, созданная около 1650 года. Чернильная надпись на оборотной стороне блюда с пометами Казны и указанием веса кириллицей, о которых упоминает Опись 1855 года, не сохранилась.
Кружка-стопа
Грейфсвальд, 1641 г. Ханс Висмер.
Серебро; чеканка, литье, пуансон.
Корпус серебряной чеканной кружки-стопы украшен четырьмя гравированными медальонами. В первом медальоне изображена полуфигура женщины в хитоне с мягкими драпировками. На ее голове – покрывало, в левой руке – раскрытая книга, правая прижата к груди, голова в трехчетвертном повороте обращена влево, к парящему в облаках Духу Святому в виде голубя в сиянии. Речь идет об аллегории Послушания: Дева Мария одной рукой держит молитвенник, а вторая покоится на лоне, где зарождается новая жизнь.
Во втором медальоне гравирована аллегория Веры в виде сидящей женщины. На ней хитон с мягкими драпировками, стянутый пояском под грудью. Обнаженной правой рукой, опирающейся на поросший травами холм, женщина сжимает Голгофский Крест. В левой руке женщины – раскрытая книга с мягкими застежками.
Третий медальон занимает ангел со скрижалью в руках, за спиной которого горные вершины, на одной из них находится замок на фоне высокого сияющего неба.
В четвертом медальоне представлена аллегория Умеренности в виде полуфигуры женщины, стоящей перед столом, где лежит циркуль, ложка и чаша. Из двух равновеликих сосудов, которые женщина держит в руках, в чашу на столе изливается жидкость. Слева за спиной женщины видна головка ребенка. Фоном служит сельский пейзаж с речной мельницей. Все изображения в медальонах выполнены в живописной манере, с глубокой перспективой и искусно переданной светотенью. Их сюжеты восходят к серии из десяти листов изображений персонифицированных добродетелей Криспина де Пассе Старшего (1564-1637), датируемых 1600 годом.
Кружка была куплена для посольского дара у владельца имения Скуклостер, государственного советника Нильса Брахе.