Прошло шесть лет после посольства королевы Кристины, и в Стокгольме начали снаряжать новое посольство в Москву с целью уведомить царя о произошедшей в Швеции в 1654 году смене правителя. На смену отрекшейся от престола королевы Кристины к власти пришел король Карл Х Густав. Однако главная причина посылки шведского посольства в Москву летом 1655 года заключалась в необходимости подтвердить мир с Россией и достичь с русским царем Алексеем Михайловичем союза, главной целью которого был раздел Польши между Швецией и Россией.
Посольство возглавлял государственный советник, барон Густав Бьельке (1618-1651). Его сопровождал Александер фон Эссен (1594-1644), генерал-майор и ландрат в Эстонии, а также Филипп фон Крусенштерн (1597-1676), придворный советник и фогт (наместник) Нарвской крепости; с января 1653 года в его ведении находились торговые операции в Эстонии и Ингерманландии.
Тридцатого июня 1655 года посланники получили инструкцию, согласно которой они должны были, прежде всего, обменяться письмами, подтверждающими действующие между Швецией и Россией мирные договоры, в первую очередь, Столбовский договор. Наряду с этой официальной инструкцией, посланники получили и памятную записку, в которой перечислялись все жалобы шведов на нарушения русскими условий мирных договоров. Кроме того, они должны были постараться получить для Швеции вознаграждение или компенсацию за все нарушения соглашений, совершенные русскими. Особенно важным было добиться подтверждения права на свободную торговлю на территории русской державы для всех шведских подданных. Помимо этого, им дали с собой секретную записку, свидетельствующую о том, как важно было для Карла Густава при помощи посольства убедиться, что он может не опасаться каких-либо неприятностей со стороны царя, воюя против Польши. В этой записке посланникам предписывалось разъяснить причины войны Карла Х Густава против Польши. Согласно записке, король явно стремился сам завладеть как можно большей частью Польско-Литовского государства и хотел, при помощи посольства в Москве, постараться помешать царю присвоить те области, которые могли бы быть отвоеваны для Швеции.
Вся свита, которая изначально состояла из ста сорока четырех человек, отправилась из Стокгольма двадцатого июля 1655 года и четырьмя днями позже прибыла в Ригу, где ей пришлось пробыть до шестого сентября. Двадцатого сентября, после переправы через озеро, посольство с подобающими церемониями было встречено в Пскове, а первого октября в Новгороде. В конце октября посольство достигло Москвы. Делегацию разместили в так называемом персидском доме, в квартале иностранных посланников. Их дом охранялся ротой стрельцов. Аудиенция в Кремле состоялась девятнадцатого декабря 1655 года. Роскошные дары, привезенные посольством, состояли из пятидесяти шести серебряных предметов, часть из которых была позолочена, и все вместе они весили около ста килограмм. Дары впереди процессии несли более восьмидесяти стрельцов, которых на улице по обеим сторонам процессии насчитывалось около полутора тысяч. Многие жители вышли на улицы и наблюдали за этим шествием. Когда шведская делегация прибыла в царский дворец, ее проводили в Грановитую палату, где ее представители встретились с царем Алексеем Михайловичем, «бывшем в роскошном убранстве», как это записано в протоколе. С русской стороны речь держал царский думный дьяк, канцлер Алмаз Иванович.
Барон Густав Бьельке вручил Алексею Михайловичу свою верительную грамоту, а также заверил в дружеском расположении к нему шведского короля. Царь при этом справился о здоровье Карла Х Густава. Бьельке ответил на этот вопрос и стал произносить порученную ему речь, касавшуюся Столбовского мирного договора, который следовало подтвердить в связи с восшествием на престол Карла Х Густава. Далее он попросил царя назначить нескольких представителей для переговоров с легатами. Затем внесли шведские дары, и один из бояр зачитал перечень подарков. Потом шведам «оказали милость», пригласив через Алмаза Иванова на царскую трапезу, после чего они откланялись.
Через четыре дня посланникам была дана аудиенция у царя, и сразу после нее начались переговоры, которые впоследствии закончились пребыванием посольства в Москве вплоть до 1658 года, последние два из которых были в плену. В 1656 году Россия объявила Швеции войну, основной причиной которой считался конфликт вокруг Литвы, значительная часть земель которой располагалась в непосредственной близости от России. В этой войне Россия также преследовала цель отвоевать у Швеции старые русские провинции и, прежде всего, утраченные по условиям Столбовского договора Ингерманландию и Кексгольмский лен. Мирный договор между Россией и Швецией был подписан двадцать пятого мая 1658 года, и только двадцать девятого мая посольство смогло покинуть Москву. Напоследок в качестве подарков посланники, по русскому обычаю, получили шкурки соболя. Двадцать девятого июня 1658 года посольство вернулось на родину.
Настольные украшения - Глобус земной, Глобус небесный
Германия, Гамбург, 1649-1654 гг.
Хинрих Ламбрехт II.
Серебро, металл недрагоценный; литье, чеканка, гравировка.
Подарены шведским королем Карлом X царю Алексею Михайловичу в 1655 году.
Обширный список даров открывают два больших серебряных глобуса: земной, поддерживаемый Нептуном, небесный – Геркулесом. Мускулистые, напряженные тела богов выражают мощь и силу. Глобусы создавались, в первую очередь, как элегантная пластика, но могли также служить кубками и превращаться в подсвечники.
На внешней поверхности земного шара гравировано картографическое изображение, близкое по рисунку к карте Иоганна Кеплера 1630 года. На месте южных морей и океанов изображены реальные и фантастические морские обитатели и парусники. Небесный шар гравирован звездной картой с зодиакальным кругом. Звезды соединены в изображения созвездий, сопровождающихся латинскими названиями. Звездные скопления Млечного пути объединяет извивающееся тело огромной змеи.
Чаши сосудов состоят из двух равных гладких и сплошь позолоченных внутри полусфер. На верхних полусферах укреплен съемный поясок – экватор – с литыми позолоченными накладными украшениями в виде связок плодов и репейков. Следы паек на макушке каждого шара, а также внутри нижних полусфер свидетельствуют об утрате неких украшений.
Глобусы были приобретены в Гамбурге у ювелиров и торговцев серебром Хиндриха Вульфклу и Евстахиуса Эттмюллера. В 1655 году они стали новогодним подарком королю Карлу Х Густаву от ландграфа Гессенского. Король подарил их своему зятю Магнусу Габриэлю Делагарди. Последний в январе 1655 года заложил глобусы, и их выкупила корона, чтобы послать в Москву.
Кувшины-кружки в виде женского бюста
Германия, Аугсбург, 1651-1654 гг.
Мастер: Мельхиор I Гельб.
Серебро; литье, чеканка, пунцирование, золочение.
Подарены шведским королем Карлом X царю Алексею Михайловичу в 1655 году.
Кувшины в виде женских бюстов являются единственными в своем роде и принадлежат к числу самых удивительных предметов из собрания Музеев Кремля.
Чеканные горло и корпус каждого из кувшинов представляют собой бюст женщины в глубоко декольтированном платье, с литым накладным ожерельем на шее и распущенными локонами. Литые крышки выполнены в виде дамской шляпки со страусовыми перьями. На груди и шляпке каждой «дамы» - украшение в виде позолоченного банта, состоящего из нескольких тонких ажурных лент и закрепленного литой золоченой лилией. Литая массивная ручка выполнена в виде крупного кнорпель-завитка, в среднюю часть которого включена герма сирены.
Кувшины были куплены для шведской Казны в Гамбурге Евстахиусом Эттмюллером в 1654 году и подарены королевой Хедвигой Элеонорой в январе 1655 года государственному советнику Швеции, стокгольмскому обер-штатгальтеру Герману Флемингу. Он в том же году отдал их в казну, а затем выкупил для отправки в Россию, с пометой «2 фигурных (старика) кувшина весом 538 лодов».
Кувшины могут быть соотнесены с гравюрой 1649 года гданьского художника Иеремиаса Фалька, на которой изображен скульптурный портрет королевы Кристины в образе Минервы в окружении символов мира, учености и мудрости. Различные элементы кувшинов-кружек вторят гравюре: развевающиеся перья плюмажа, лавровый венец, длинные кудри и жемчужное ожерелье. Несомненно, гравюра И.Фалька оказала влияние на мастера, создавшего кувшины.
Ваза-рассольник из сюиты «Слепая любовь»
Германия, Аугсбург , 1649-1653 гг.
Мастер Якоб II Планк.
Серебро; литье, чеканка, пунцирование, золочение.
Подарена шведским королем Карлом X царю Алексею Михайловичу в 1655 году.
Первоначально вазы-рассольники Якоба II Планка составляли сет из двадцати-четырех предметов. В Музеях Московского Кремля хранятся десять ваз-рассольников. Позолоченные чаши ваз-рассольников украшены в зеркале чеканными изображениями Купидона, дополненными легкой гравировкой. Каждое изображение встраивается в цепь событий и состояний главного персонажа: Купидон отдыхающий, собирающий цветы, взлетающий в облака и т.д. На всех изображениях Купидон представлен пухлым малышом с завязанными глазами, с луком и стрелами, иногда с колчаном, в драпировках или без них, на фоне лесного пейзажа или резвящимся в облаках. Сюжет восходит к рисункам Кристофа Ямнитцера, опубликованным как образцы для златокузнецов в Новой книге гротесков в 1610 году.
К середине XVII столетия златокузнецы все чаще использовали при создании драгоценной утвари скульптуру. Ножки ваз-рассольников из сюиты «Слепая любовь» выполнены в виде серебряной литой незолочёной фигурки Купидона с завязанными лентой глазами. Он опирается левой рукой на стрелу, а поднятой вверх правой словно поддерживает чашу рассольника. На плече у него висит колчан. Подножием фигуры служит круглое невысокое чеканное, частично позолоченное основание с волнистым краем. На оборотной стороне основания каждой вазы-рассольника указан вес, колеблющийся от 2 фунтов 41 золотника до 2 фунтов 60 золотников.
Кувшин рукомойный – настольное украшение в виде путто
Германия, Гамбург, 1649-1653 гг.
Мастер Петер I Ор.
Серебро; литье, чеканка, золочение.
Подарен шведским королем Карлом X царю Алексею Михайловичу в 1655 году.
Настольное украшение – серебряный литой чеканный, частично позолоченный кувшин, входил в состав рукомойного гарнитура. Он представляет собой литую незолоченую фигуру путто с рогом изобилия в руках, стоящего на высоком позолоченном основании. Витой полый рог служил сосудом, в его верхней части сохранилось крепление от утраченной крышки. Высокое позолоченное основание расчеканено в подножии путто «землей».
Кувшин с путто принадлежал Герману Флемингу, который в 1655 году продал его казне. В русских списках королевских даров кувшин упомянут как часть гарнитура с несохранившимся ныне блюдом, для каждого предмета указан точный вес. На оборотной стороне основания кувшина гравирована кириллицей краткая помета Казны о его весе на момент вручения царю – 5 фунтов 49 золотников.
Шкатула
Германия, Аугсбург, 1650-1654 гг. Мастер Габриэль Юн.
Серебро; литье, чеканка, гравировка.
Подарена шведским королем Карлом X царю Алексею Михайловичу в 1655 году.
Шкатулы известны лишь по собранию Музеев Московского Кремля – здесь имеются три экземпляра, два из них попали сюда из Швеции. Единого мнения о назначении подобных предметов нет. В посольских списках шкатула упомянута как «1 корзина для хлеба с крышкой, 448 лодов».
Вся поверхность корпуса шкатулы расчеканена пышными цветам и листьями. Ручки шкатулы выполнены в виде сложенных листьев аканта. Внутри, на дне, в технике высокой чеканки – натюрморт из связки плодов. На выпуклой крышке укреплены литые чеканные плоды: в центре на розетке большая золоченая группа, а вокруг нее четыре незолочёных авокадо в окружении литых вишен на длинных черенках. Внутри крышка украшена растительным пунцированным орнаментом из пяти розеток. Снаружи к крышке, с двух сторон прикреплены резные позолоченные накладки-листья, нависающие над серебряными петлями на корпусе, служащими для навешивания замков.
На оборотной стороне основания шкатулы гравирована кириллицей краткая помета Казны о весе на момент вручения царю – 14 фунтов 26 золотников.
Подсвечники с фигурами «Венера» и «Юнона»
Мастер Хинрих Ламбрехт II.
Германия, Гамбург, 1649-1654 гг.
Серебро; литье, чеканка, пунцирование.
Подарены шведским королем Карлом X царю Алексею Михайловичу в 1655 году.
Односвечные серебряные литые чеканные подсвечники со скульптурными ножками с профитками в виде цветка представляют собой литые фигуры стоящих античных богинь – Венеры и Юноны.
Фигурка обнаженной Венеры литая незолоченая. Богиня запечатлена в движении: она делает шаг вперед, в ее правой руке – пламенеющее сердце.
Фигура Юноны со скипетром в правой руке представлена в виде римской патрицианки в античной одежде. В Музеях Кремля сохранился еще один такой подсвечник, выполненный в виде античной богини Минервы.
В протоколе аудиенции в Кремле среди королевских даров названы шесть подсвечников. В более поздних описях упоминается меньшее количество подсвечников. Вполне возможно, что фигуры, изображающие троих из четырех основных персонажей мифа о суде Париса, вдохновлены искусством скульптуры XVI века. На оборотной стороне основания каждого подсвечника гравирована кириллицей краткая помета Казны о его весе на момент вручения царю – 3 фунта 71 золотник.
Кувшин рукомойный в виде льва с раковиной в передних лапах
Германия, Аугсбург, 1650-1654 гг.
Серебро; литье, чеканка, пуансон.
Иоганн Каспар Вагнер.
Подарен шведским королем Карлом X царю Алексею Михайловичу в 1655 году.
Серебряный чеканный, сплошь позолоченный рукомойный кувшин выполнен в виде шагающего на задних лапах льва, с раковиной – в передних. Шерсть и грива зверя пунцированы. Литой полый изогнутый хвост выполняет роль ручки. Раковина имеет внутри отверстие, соединенное с телом льва узкой трубочкой. Сверху над раковиной закреплен литой резной гладкий незолоченый лист аканта. Верхняя часть фигурного позолоченного основания расчеканена «землей».
Кувшин приобретен у королевского наместника Эрика фон дер Линде. В русских списках принятых даров он подробно описан вместе с ныне утраченным блюдом, но вес каждого предмета указан отдельно. На оборотной стороне основания кувшина в двух местах гравирован кириллицей разный вес - 6 фунтов 48 золотников и 6 фунтов 42 золотника (последний также указан на листе аканта).
Кубок с чашей из скорлупы страусового яйца
Германия, Гамбург, 1636-1640 гг.
Мастер Хинрих Омсен.
Серебро, скорлупа страусового яйца; чеканка, литье, золочение.
Подарен Густавом Бьелке, послом короля Швеции Карла X, царю Алексею Михайловичу в 1655 году.
Кубок выполнен в форме чаши из скорлупы страусового яйца на скульптурной ножке. Чаша кубка фиксируется тремя искусно исполненными обоймицами. В верхней части каждой из них чеканена фигурка путто с поднятым вверх руками. Нижняя часть обоймицы – кнорпель-маска в виде старика с длинной прорезью рта посередине и обрамляющей его бородой с многочисленными завитками.
Скульптурная ножка представляет собой серебряную литую чеканную фигурку туземки, черты ее лица выдают в ней африканку. Преклонив одно колено, она левой рукой держит лук, стоящий на земле, а правой – стрелу. За спиной африканки серебряный колчан, наполненный стрелами. На голове туземки небольшая чеканная серебряная ваза, служащая подножием чаши кубка.
Страусовые яйца в роскошной оправе описаны в инвентарях кунсткамер XVII века. Известны рисунки страусовых кубков гамбургского мастера Якоба Мореса I. Кубок был личным подарком посла Густава Бьельке и находился в специальном футляре, который не сохранился.