Двухместная карета типа coupe, выполненная в традициях западноевропейского барокко, оснащена передовыми техническими средствами своей эпохи: у нее есть коленчатые рессоры, поворотный круг, козлы для кучера, окна закрыты зеркальными стеклами. Кузов экипажа суживается книзу и внизу завершается плавным изгибом. В художественном оформлении экипажа использованы разнообразные приемы: высокорельефная и плоскостная резьба, круглая скульптура, живопись и бронза. Резной золоченый декор полностью покрывает карниз, спуски кузова, наличники окон, обрамления  дверей, переднюю и заднюю части стана. Барочные завитки и раковины сочетаются со скульптурными деталями в виде масок, с мелким резным растительным орнаментом, напоминающим резные узоры на русских иконостасах XVII века. В характере резного декора прослеживаются черты, присущие только каретам русской работы.

На кузове в обрамлении орнаментированных фигурных рамок изображены играющие путти, сирены, картуши, маскароны и цветочные гирлянды. Живопись исполнена маслом и темперой в золотисто-зеленой гамме с золоченым фоном и в общем декоре кареты занимает значительное место наряду с бронзовыми украшениями. Верхняя часть задней стенки, обтянутая терракотовым бархатом, сплошь покрыта бронзовыми высокорельефными накладками в виде раковин и завитков. Из бронзы же выполнены пластины на рессорах, ручки, пряжки, вазы и гвоздики с выпуклыми фигурными шляпками. Крышу венчает медная корона.

По данным последних исследований карета была выполнена в Петербурге в 1739 году. В одном из документов Дворцовой конюшенной канцелярии XVIII века содержатся сведения о том, что на придворном петербургском Конюшенном дворе в 1739 году была сделана парадная карета для императрицы Анны Иоанновны, а по имеющемуся там небольшому описанию эта карета является рассматриваемым экипажем Оружейной палаты. Данные о принадлежности кареты Анне Иоанновне нашли бесспорные доказательства в материалах архива Оружейной палаты. Также документально подтверждается использование кареты и в дальнейшем, в частности во время коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны*.

*В журнале Дворцовой конюшенной канцелярии отмечено, что карета наряду с другими экипажами поступила на кремлевский Мастеровой запасный двор в 1742 году для «поправок» в связи с приготовлениями к коронации Елизаветы Петровны.

 
вверх