Четырехместная карета типа berline выполнена в стиле классицизма. Ее небольшой кузов приобрел спокойную овальную форму, гармоничные пропорции. Пять окон и верхняя половина его дверей с округлыми завершениями закрыты хорошо отполированным зеркальным стеклом. При создании экипажа парижский мастер Бретейль использовал последние технические достижения в области экипажного дела: вертикальные рессоры, две дрожины по обеим сторонам кузова, поворотный круг и помещенную снаружи подножку. Изящный силуэт кузова кареты подчеркивает сдержанный резной по дереву декор. Искусно проработанный золоченый узор, украшающий обрамления дверей и окон, строится на ритмичном повторении одних и тех же мотивов, включающих листья аканта, меандр, медальоны и антикизированные гирлянды. Геометризованный орнамент со скульптурными деталями охватывает края кузова. Легкий резной декор отличает симметрия, почти ювелирная проработка деталей.

Одно из главных мест в художественном оформлении кареты отведено живописи, выполненной в золотисто-зеленых и розовых тонах. Живописные панно на мифологические темы заполняют почти всю поверхность кузова. Как показали исследования 1990 г. живопись на карете не была прописана и имеет только незначительные тонировки. Она демонстрирует зрелое мастерство художника, имя которого пока неизвестно. В некоторых исследованиях живописные панно на карете приписывались кисти Ф. Буше, однако, крупнейшие специалисты по западноевропейской живописи А.Н. Замятин и И.А. Кузнецова считают, что эта атрибуция не имела достаточного обоснования.  

Общую композицию в убранстве кареты дополняет бронза. По краю крыши закреплены шесть бронзовых украшений в виде собранных в пучок стеблей и прорезной чеканный бронзовый бордюр, выполненные в низком рельефе. На передней, задней стенках и дверях размещены перламутровые накладки, образующие медальоны.

Передняя и задняя части стана, так же как и кузов, орнаментированы рельефной резьбой, окрашены в красный цвет и частично позолочены. Крышу венчает вырезанная из дерева корона, колеса покрыты красной краской. Сохранившаяся в архиве опись Оружейной палаты XIX века помогла установить, что первоначально весь стан и колеса были золоченые. Настоящий вид они приобрели при поновлении экипажа в 1881 году.

Внутренняя обивка и намет кареты выполнены из красного бархата. Сохранившиеся внутри кузова и на намете небольшие фрагменты рельефного бархата с растительных узором слегка приглушенного малинового тона позволяют думать, что это сохранившиеся фрагменты первоначальной ткани, используемой для внутренней отделки кареты и лицевой стороны намета.   

В одном из опубликованных документов Архива иностранных дел содержатся сведения, что данный экипаж был заказан в 1763 году для Екатерины II в Париже у мастера Бретейля и доставлен в Россию в 1765 году торговым агентом. Известно, что карета была любимым дорожным экипажем Екатерины II и использовалась ею для повседневных выездов.

 
вверх