Элегантная четырехместная карета типа berline с небольшим овальным овальным кузовом является подлинным шедевром XVIII века. Изготовленная выдающимся мастером каретного дела И.К. Букендалем по его собственному эскизу, она принимала участие в важных торжественных выездах Екатерины II. По рассказам современников, экипаж выделялся своей красотой среди сопровождавших поезд царицы парадных «берлин», высоких тяжелых золоченых карет, легких «купе» и карет, «очень похожих на веера». Принадлежность экипажа Екатерине II зафиксирована в описях придворного петербургского Каретного двора XVIII века. В XIX веке им пользовались и другие лица царской фамилии во время коронаций.

Карета оснащена последними конструктивно-техническими средствами своего времени: имеет горизонтальные и вертикальные рессоры, две дрожины по обеим сторонам и поворотный круг. Небольшой элегантный кузов кареты с пятью, закрытыми зеркальным стеклом, окнами отличается спокойными очертаниями, несмотря на плавно изогнутые боковые стенки. Его карнизы, спуски и наличники украшены резьбой по дереву, включающей позолоченные рельефные фестоны, плетенки, жемчужник и антикизированные гирлянды. Резному декору свойственны сдержанность, изысканная простота композиции и четкость рисунка, пластичность и объемная трактовка деталей. Узор оживляют миниатюрные изображения ваз.

В другой манере выполнены резные украшения на передней и задней частях стана, а также на колесах. Богато орнаментированные, они почти скрывают основные конструктивные линии. Их беспокойные рисунок и различная высота рельефа создают эффектную игру светотени, подчеркивают пластическую выразительность декоративных деталей.

На верхней части кузова закреплены бронзовые золоченые украшения в форме урн и литой ажурный бордюр из листьев аканта. Одну из подножек окаймляет литой и прочеканенный в низком рельефе орнамент. Крышу венчает медная корона. Внутренняя обивка и намет кареты выполнены из красного бархата.

Внешний облик кареты отражает переходный период в смене стилей, когда в общем классицистическом декоре прослеживаются отголоски стиля рококо, что соответствует раннему классицизму. Помимо стилистических особенностей декоративного оформления датировку кареты концом 1760-х годах подтверждает и ее конструктивно-техническое решение. Впервые опубликованные в тематическом каталоге Л.П. Кирилловой архивные материалы свидетельствуют о том, что экипаж был выполнен И. Букендалем в Петербурге, а не в Лондоне, как писали об этом в Описи Оружейной палаты 1926 года. Авторство Букендаля подтверждается также стилистическим сходством описываемой кареты с другими его сохранившимися произведениями. Как стало известно И. Букендаль приехал в Петербург 25 июня 1756 года уже сложившимся мастером и работал в штате петербургского Конюшенного двора без перерыва вплоть до 1795 года. Указание в документах, что мастер являлся хорошим рисовальщиком (сохранились два его авторских рисунка), и упоминания, что он, как правило, изготовлял экипажи по собственным рисункам, позволяют предположить, что автором эскиза данной кареты был Букендаль.

Значительное место в декоративном убранстве экипажа отведено живописи, выполненной на стенках кузова в серебристо-розовых тонах. Живописные сюжеты связаны с прославлением императрицы Екатерины II, изображенной в образе муз, покровительствующих различным видам искусства. Также роспись включает портретный образ царевича Павла Петровича и аллегорические женские фигуры. Определение живописи на карете как работы Антуана Ватто ошибочно, так как этот художник ушел из жизни в 1721 году. Имя художника, расписавшего экипаж, пока неизвестно, однако им был не рядовой мастер. Видимо, в заказе на исполнение кареты были специально оговорены некоторые детали, в том числе детали ее украшения, включающие живописные изображения, связанные с Екатериной II.

 
вверх