Двухместная коляска была выполнена по заказу графа Григория Григорьевича Орлова и подарена им Екатерине II. Ее принадлежность императрице не вызывает сомнений и подтверждается упоминаниями о выездах в нем Екатерины II и ее ближайшей подруги графини П.С. Брюс в Камер-фурьерском церемониальном журнале и в мемуарах того времени. Открытый экипаж предназначался для прогулок в теплое летнее время, а впоследствии использовался также в XIX столетии во время коронационных церемоний Александра II и Александра III.

Изящный кузов коляски, выполненный в форме гондолы, имеет горизонтальные рессоры, две дрожины по обеим сторонам, поворотный круг и запятки для гайдука. Венчает его плавно изогнутая крыша, увенчанная короной. Дверью служит отъемная передняя часть кузова («фартук»). Экипаж впечатляет гармоничной согласованностью всех его частей и декоративных деталей.

Художественное убранство коляски включает живопись и золоченую резьбу по дереву высокого рельефа в сочетании со скульптурными группами. Плавно изогнутый карниз, стенки и откидной фартук обрамляют резные золоченые лавровые и дубовые ветки, а также гирлянды цветов. Они придают коляске изысканную легкость и необычайную стройность. Заднюю и переднюю части стана и поворотный круг украшают резные скульптурные группы. Козлы поддерживают резные орлы с распростертыми крыльями; на задней части стана укреплены две скульптурные деревянные фигуры всадников в шлемах и кольчугах, с копьями в руках. В документах Дворцовой конюшенной канцелярии XVIII века отмечено, что фигуры всадников были дополнены уже в России в начале 1770 года. Тогда же были расписаны верх отъемной части кузова и нижняя половина задней стенки.

Запятки экипажа сделаны в виде большой открытой раковины, образуемой листьями аканта. Спицы колес прорезаны каннелюрами и перевиты лентами. Дрожины имеют плавный изгиб и украшены, как и колеса, резьбой в виде каннелюр, перевитых лентами. Каучуковые шины были надеты на колеса в XIX веке.

Стенки коляски украшают написанные маслом сцены на мифологические сюжеты. На задней стенке изображен Аполлон и музы, на боковых стенках кузова – владычица морской стихии Амфитрита со свитой и богиня счастья и удачи Фортуна у ног сидящей женщины. Все композиции полны движения и гармонии. Прототипом сцены «Аполлон и музы» на задней стенке кузова послужила картина «Парнас» Рафаэля Менгса. Характер и качество живописи, колорит которой выдержан в зеленоватых и красных тонах, позволяют предположить, что ее автор был большим мастером. Однако, по мнению известных исследователей западноевропейской живописи И. Кузнецовой и А. Замятиной, определение росписи как работы Ф. Буше в Описи 1926 года и в большинстве публикаций было ошибочным. Живописные композиции на верхней отъемной части коляски, выполненные в России в 1770-х годах, включают изображения военных атрибутов и корзин с цветами.

В форме и декоративном убранстве коляски прослеживаются черты двух стилей – рококо и классицизма, что в определенной степени было характерно для английских экипажей 1770-х годов. По все вероятности, карета действительно была сделана в Лондоне – крупнейшем художественном центре того времени, где имелись прекрасные, хорошо оснащенные каретные мастерские. Прихотливое изящество формы кузова и дрожин, отдельные элементы резного декора, художественное решение передней части стана, устройство и украшение обеих подножек коляски позволяют ее сопоставить с изображением лондонской кареты на гравюре 1760 года, подписанным «S. ButlerundJ. Linell», и с экипажем английской работы 1770-1780 годов, выполненным по рисунку этих же мастеров и принадлежавшим королю Георгу III. Можно предположить, что авторами эскиза коляски были также С. Бутлер и И. Линель. Резной декор, на создание которого, как выяснилось, мастерам потребовалось почти два года вдохновенного труда, использован с большим вкусом и с чувством меры, при этом покрытые густой позолотой резные украшения производят впечатление тонкого литья из металла.

 
вверх