Двухместная открытая коляска изготовлена в России в 1725-1730-х годах для императрицы Анны Иоанновны. В пользу этой датировки свидетельствуют характер декора, композиционное решение, сравнительный анализ с аналогичными экипажами. Точно определить место производства коляски не представляется возможным, так как в этот период мастерские по изготовлению придворных экипажей находились и в Петербурге и в Москве. Однако в 1728-1732 годах, судя по архивным документам, лучшие мастера покинули Петербург и, либо уехали в Москву вслед за царским двором, либо переехали в другие столицы Европы, при этом мастерские Московского Кремля активно продолжали свою деятельность. В датированном 1770 годом Росписном списке наличных конских уборов и экипажей, находившихся на кремлевском Запасном каретном дворе, упоминается коляска, выполненная здесь в начале XVIII столетия как «образец для создания новых» подобных экипажей. По этим и другим данным, приведенным в журналах Дворцовой конюшенной канцелярии, коляска, вероятнее всего, является работой мастеров Мастерового запасного двора Московского Кремля. Принадлежность экипажа Анне Иоанновне подтверждается живописным изображением императрицы и ее вензеля на стенках кузова.

Форма экипажа изысканно красива. Коляска оборудована поворотным кругом и козлами для кучера. Стенки ее кузова без крыши дверей завершаются плавными волнообразными изгибами. В украшении использованы рельефные резные раковины и растительные завитки. В обрамлении завитков и картушей изображены на зеленом фоне герб Русского государства и женская фигура (судя по иконографии, это императрица Анна Иоанновна, в образе которой видна попытка передать внешнее сходство с моделью). Передняя и задняя части стана и низкие широкие колеса окрашены в красный цвет. Внутри коляска обтянута сукном темно-зеленого цвета.

Плавные изгибы стенок экипажа, особенности его художественного оформления обнаруживают влияние стиля барокко. Достаточно необычное, скромное для императорских карет декоративное решение коляски связано, видимо, с назначением экипажа – для прогулок по дворцовому саду. Этим также объясняется и его конструктивно-технические характеристики: коляска невелика, у низко расположенных колес сделаны широкие ободья, чтобы не портить садовые дорожки.

В 1740-х годах коляска была поновлена. Обивку из зеленого бархата заменили на бархатную приглушенного малинового цвета. В 1994 году экипаж был отреставрирован снова и приобрел свой первоначальный рафинированный облик.

 
вверх