Многоместный зимний возок на полозьях выполнен в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году. Принадлежность экипажа можно связать с именами двух венценосных особ: Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В литературных источниках, начиная с XIX века, возок определялся как памятник первой половины XVIII столетия, выполненный в Санкт-Петербурге. «В этом возке Елизавета Петровна ехала из Петербурга в Москву на коронацию»* – значится в Описи Оружейной палаты 1884 года. Архитектоника экипажа, особенности его резного декора делают его стилистически близким к экипажам петровского времени. Росписи, присутствующие в оформлении возка, относят к 1740-м годам. По данным архивных документов Оружейной палаты за 1733 год стало известно, что возок было необходимо «…прислать в Санкт-Петербург на Конюшенный ее величества… Анны Иоанновны двор на наемных подводах»**.  Таким образом, исследователи делают вывод, зимний экипаж сделан в Москве в 1732 году, а не в Петербурге. С 1727 по 1732 год императорский двор постоянно располагался в Кремле, и Москва на эти короткие пять лет опять как бы стала столицей России. Но в 1733 году императрица Анна Иоанновна решила вернуть двор в Петербург, и, вероятно, именно для этого исторического переезда и был выполнен зимний возок. Однако на стенках и дверцах возка изображен вензель другой императрицы – Елизаветы Петровны. Он напоминает о том, что в этом возке в 1742 году дочь Петра I приехала в Москву на коронацию. Любопытно отметить, что поездка заняла всего три дня. Передвигались участники процессии только днем, ночью отдыхали.

В тех же архивных документах указано и имя мастера: возок выполнен «в Москве… у иноземцев мастером Мишелем»**. Стилистическое решение возка обнаруживает использование как форм русских экипажей XVIIвека, так и приемов декоративного оформления французских карет конца XVII – начала XVIII столетия.

Возок, или как его называли «зимняя линея», свободно вмещал десять человек и обогревался в пути серебряными жаровнями с углем. Кузов его довольно крупный, почти прямоугольный плавно суженный книзу, отличается гармоничными пропорциями. В форме экипажа, хотя и в малой мере, прослеживается присущая барокко любовь к живописности силуэта.

Декор экипажа, предназначенного для поездок на большие расстояния зимой, достаточно наряден и выразителен. Он включает золоченые профилированные фигурные планки, скрепленные между собой, рельефную резьбу и скульптурные детали, выполненные в манере и технике конца XVIIвека. Карниз и спуски кузова обрамлены узкими полосами дерева с  резным растительным узором. Стенки окрашены в коричневый цвет и декорированы орнаментальной росписью с атрибутами государственной власти. Полозья украшены крупными резными фигурами морских животных. Внутри возок обит зеленым сукном.

*Арсеньев, Трутовский 1914
**Промеморий из Конюшенной канцелярии 1733

 
вверх