Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула.
По случаю восшествия на престол Ивана IV был составлен Чин венчания на царство – официальный акт, определявший порядок наделения властью правителя страны. Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной». Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции. Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича – первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III.
Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. русский правитель титуловался великим князем, что, согласно западной иерархической структуре, было равнозначно принцу или великому герцогу. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля.
Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Этот крест, также как и Шапка Мономаха по легенде, был отнесен к дарам Константина Мономаха.
В Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, составленной уже после венчания на царство, по сравнению с Краткой, появляются существенные нововведения. В число царских регалий вошли скипетр, вручавшийся царю после возложения на него Шапки Мономаха, и цепь «злата аравийского золота», возлагавшаяся на царя у Царских врат во время литургии. Исключительными по своей важности нововведениями, включенными в Пространную редакцию, стали таинства миропомазания и причащения.
Миропомазание царя в России происходило во время литургии, которая завершалась таинством причащения. Впервые описание таинства причащения приведено в Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, из которой следует, что царь принимал причастие у Царских врат сразу же после того, как причащался ведущий службу архиерей. Зафиксированный в этом документе порядок приобщения царя Святым Тайнам символически сближал его, что чрезвычайно важно, со священнослужителями. Впервые все новшества, отмеченные в Пространной редакции Чина венчания царя Ивана IV, в том числе миропомазание, получили реальное воплощение в 1584 году при венчании на царство его сына, царя Федора Иоанновича.
Скульптурный портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного
Реконструкция М.М.Герасимова.
1964 г.
Гипс; тонирование под бронзу.
В 1963 году гробница Ивана Грозного, находящаяся в дьяконнике и приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта для археологических и антропологических исследований. Известный антрополог М.М.Герасимов по сохранившимся в саркофагах останкам восстановил внешний облик царя Ивана Грозного.
Крест Животворящего Древа в иконе-ковчеге
Москва, мастерские Кремля 1603–1605; крест – Москва, середина XVI в.; икона-ковчег – Москва, последняя четверть XVI в.; панагия – Иерусалим (?), рубеж XVI–XVII вв., резные изображения на панагии – Москва, около 1621 г.
Дерево, золото, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, турмалины, жемчуг; чеканка, эмаль, чернь, золочение.
Золотая чеканная икона-ковчег включает ценнейшие реликвии российского царствующего дома. Прежде всего, это шестиконечный деревянный наперсный крест в золотой оправе, на оборотной стороне которой выполнена черневая надпись о том, что он сделан из «Древа Честнаго и Животворящаго Креста», на котором был распят Спаситель. Под каждой строкой помещен греческий текст того же содержания.
В XVII в. для иконы был создан серебряный ковчег. Согласно надписи на нем, крест был выполнен из древа креста, привезенного на Русь митрополитом Эфесским в составе даров византийского императора Константина Мономаха. Есть все основания считать, что именно этот крест использовался при возведении на престол русских царей, начиная с венчания на царство Ивана IV в 1547 году. Предположительно крест, который в официальных документах упоминался как дар византийского императора, был создан для церемонии венчания Ивана Грозного, о чем свидетельствует его золотая оправа, декорированная сканым узором, расцвеченным эмалью.
Царское моленное место (Мономахов трон)
Москва, 1551 г.
Дерево, левкас, золотный атлас; резьба, темпера, позолота, серебрение.
Царское моленное место, называемое также Мономаховым троном в Успенском соборе Московского Кремля было создано в 1551 году, вскоре после принятия Иваном Грозным царского титула. Оно представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Название «Мономахов трон»происходит оттого, что на трех боковых стенках Царского места помещены двенадцать барельефных композиций на текст «Сказания о князьях Владимирских», которые повествуют о принесении из Византии от императора Константина Мономаха царских регалий – шапки и барм киевскому великому князю Владимиру Мономаху. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул. Искусная резьба и стиль рельефов позволяют предположить, что трон исполнили новгородские мастера, работавшие в Москве по приглашению митрополита Макария.
Барельефы Царского моленного места
Москва, 1551 г.
Дерево; резьба, позолота, серебрение.
Четыре барельефа южной стенки Царского места иллюстрируют заключительные эпизоды Сказания о князьях владимирских: «Царь Константин передает послам царские регалии»; «Проводы послов и их путешествие через море», «Царьградские послы приносят дары великому князю Владимиру и просят у него мира», «Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом». Наиболее важной является последняя сцена цикла - венчание великого князя Владимира Шапкой Мономаха. Именно с тех пор, как говорится в Сказании о князьях владимирских, «и доныне тем венцом царским венчаются великие князья владимирские». Интересно, что в сцене венчания князя Владимира Всеволодовича запечатлен ритуал венчания на царство первого русского царя Ивана IV. Формы пятиглавого храма, за которыми угадывается Успенский собор Московского Кремля, «чертожное» со ступенями место в центре храма со стоящим на нем троном, царские регалии, разложенные на аналоях, наконец, сам порядок их возложения, облачения митрополита и великого князя, – все изображено в полном соответствии с Чином венчания на царство Ивана IV. Это приводит к определенному и, по-видимому, программному «совмещению» двух исторических фигур, в результате чего и весь цикл мог восприниматься как прославление царского достоинства молодого монарха.
Шапка Казанская
Москва, 1553–1558 гг.; каркас на шапку ("верх") – Россия, XVII в. (?)
Золото, серебро, сапфир, рубины, турмалины, бирюза, жемчуг, соболиный мех; чеканка, литье, резьба, чернь.
Своим происхождением и названием Шапка Казанская обязана одному из важнейших событий в истории Московского царства – присоединению к нему Казанского ханства в 1552 г. Скорее всего, венец был сделан по заказу Ивана Грозного в память о походе на Казань, прошедшем под предводительством самого царя. Вслед за включением новых земель происходили соответствующие изменения в титуле Ивана IV, в котором появилось дополнение – «царь Казанский». Таким образом, Шапка Казанская относится к важнейшим государственным символам, история которых неразрывно связана с развитием и становлением Российского государства, являясь одновременно и самым древним из сохранившихся церемониальных венцов, созданных после принятия его правителями царского титула.
Панагия
Москва, мастерские Кремля, 1547 (?).
Сардоникс, золото, бриллианты, рубины, турмалины, агат, жемчуг; резьба, чеканка, скань, эмаль, чернь.
В центре золотой панагии помещен овальный трехслойный сардоникс с резным изображением святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя Ивана Грозного. В панагию вложен овальный золотой ковчег, который в настоящее время можно видеть через прямоугольное отверстие на ее оборотной стороне. Однако изначально оно было закрыто золотой дверцей с черневым изображением апостола Тита, в день памяти которого родился царь Иван Грозный. Исследователи высказывают предположение, что скорее всего панагия была сделана для Ивана Грозного в связи с его венчанием на царство в 1547 году.
Иоанн Предтеча
Икона в окладе.
Москва, середина XVI в.; греческий мастер; оклад – Москва, мастерские Кремля, вторая воловина XVI в.
Дерево, левкас, золото, серебро, рубин, жемчуг; темпера, чеканка, чернь, золочение.
Самая древняя сохранившаяся до наших дней царская патрональная икона с изображением святого покровителя первого русского царя Ивана Грозного написана, вероятно, вскоре после его венчания на царство в 1547 г.
Саккос митрополита Макария
Москва, мастерские Кремля; бархат, камка – Италия, первая половина XVII в.; объярь – Италия, XVII в.
Золотный бархат, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, стекло, золотные нити; ткачество, шитье, басма, золочение.
Саккос – парадное архиерейское облачение, изготавливавшееся, как правило, из самых дорогих привозных тканей. Саккос принадлежал митрополиту Макарию – видному политическому и церковному деятелю, духовному наставнику Ивана IV Васильевича Грозного, содействовавшему утверждению его власти и участвовавшему в решении важнейших государственных вопросов. Именно митрополитом Макарием был составлен первый в России Чин венчания на царство.