Севрская императорская фарфоровая мануфактура
Значительную часть коллекции фарфора Оружейной палаты составляет «подарок Наполеона», преподнесенный Александру I Наполеоном Бонапартом в 1807 году в честь заключения Тильзитского мира. В этот комплекс вошли такие знаменитые фарфоровые сервизы как «Олимпийский», «Египетский», «Ботанический» сервиз-кабаре и большая группа изделий лучших парижских фарфоровых заводов. К сожалению, «Египетский» сервиз, за исключением нескольких предметов, был утрачен, но оставшаяся в музее группа предметов французского производства достаточно представительна и заслуживает особого внимания. Один из наиболее значимых и известных фарфоровых шедевров из коллекции Оружейной палаты – «Олимпийский» сервиз, выполненный мастерами Севрской императорской фарфоровой мануфактуры.
Фарфоровая мануфактура, основанная ее в 1738 г. дворянином д'Орри де Фюльви, располагалась в замке Венсенн под Парижем. Владелец получил эксклюзивные права на производство фарфора и организовал предприятие, выпускавшее мягкий фарфор. На заводе работали лучшие мастера своего дела, приглашенные из Шантильи, что обусловило исключительное художественное качество изделий как венсеннского предприятия, так, впоследствии, и Севрской мануфактуры. Химиком завода был Ж. Элло, живописную мастерскую возглавил Ж.Ж. Башелье, королевский ювелир Жан Клод Дюплесси выступал в качестве модельмейстера. Людовик XV оказывал заводу покровительство, в том числе финансовую поддержку, а в 1753 г. стал пайщиком компании. Именно тогда предприятие получило название Королевской фарфоровой мануфактуры. В 1756 г. ее перевели в Севр, а в 1759 г. она поступила в полную собственность короля. Несмотря на некоторые сложности в технологическом процессе производства, связанные с переходом к твердому фарфору, художественный стиль Севрской мануфактуры с самого начала завоевал лидирующие позиции и стал эталоном высокого вкуса. Завод прославился замечательными открытиями в области цветового решения фарфора, добавив в производство новых красок и оттенков. Венсенн–Севр первым начал выпускать мелкую пластику, в том числе многофигурные композиции из бисквита (неглазурованного фарфора). Модели для пластики с 1757 г. выполнял великий скульптор Этьен Морис Фальконе; кроме него, на заводе работали и такие мэтры, как Клодион (Клод Мишель) и Симон Буазо.
С приходом к власти Наполеона Бонапарта завод изменил название на Севрскую императорскую фарфоровую мануфактуру. В этот период предприятие выполняло наиболее масштабные и грандиозные по объему заказы. К производству твердого фарфора Севр подошел только в 1769 г., начав использовать каолин, добывавшийся в районе Лиможа. Однако основная масса продукции по-прежнему выполнялась из мягкого фарфора. Предприятие полностью перешло на производство твердого фарфора в начале XIX в., когда пост его директора занял выдающийся ученый-химик Александр Броньяр, успешно руководивший заводом почти полвека. После франко-прусской войны, в 1876 г., завод был переведен в Сен-Клу и переименован в Национальную Севрскую мануфактуру, сохранив при этом историческое географическое название. Достигнутый при А. Броньяре высокий технический уровень завода остается неизменным и по сей день.
Олимпийский сервиз
Олимпийский сервиз был выполнен на знаменитой французской императорской мануфактуре Севра в 1804–1807 гг. по заказу императора Наполеона Бонапарта. Предназначенный для свадьбы его брата Жерома с немецкой принцессой Екатериной Вюртембергской сервиз был представлен среди подарков молодоженам 23 августа 1807 г. в Люксембургском дворце в Париже, а уже в сентябре того же года драгоценный фарфор был упакован и отправлен в путешествие в Россию как дар императора Франции императору Александру I.
К изготовлению «Олимпийского» сервиза были привлечены лучшие силы Севрской мануфактуры. Александр Броньяр, руководитель предприятия в это время, поручил выполнение проекта и дизайна сервиза своему отцу, Александру Теодор Броньяр. Будучи известным архитектором, занимавшимся как строительством, так и реконструкцией и модернизацией зданий, выстроенных в XVII–XVIII вв., А.Т. Броньяр проявил свои таланты дизайнера в полной мере и разработал не только изобразительную схему, но также состав и формы корпусных предметов сервиза, его скульптурный декор.
Свое название «Олимпийский» сервиз получил благодаря сюжетам украшающей его росписи, заимствованным из античной мифологии. Для изображения отбирались не только те эпизоды из похождений олимпийских богов и героев, которые прославляют взаимную любовь и супружеские добродетели, но и отрицательные примеры – ревность, недоверие, гордыня, неверность, служившие предостережением от разрушения счастливого брака.
Это десертный сервиз, оформленный с особенной роскошью. По количеству входящих в него предметов – сто шестьдесят шесть – «Олимпийский» сервиз невелик. Его основу составили чаши для фруктов и сладостей различных размеров и форм, компотьеры, бутылочные и рюмочные передачи, четыре эффектные мороженицы, вазы-геридоны, сахарницы и корзины для жасмина и, разумеется, шестьдесят девять великолепных десертных тарелок, давших сервизу его «Олимпийское» название. В комплекс также входят настольное украшение скульптурную композицию «Бахус и Церера на колеснице, запряженной быками», две колонны, увенчанные фигурами Аполлона и Дианы, две вазы для фруктов «Три грации», а также две вазы-ритона, создававшиеся отдельно от самого сервиза. Кроме того, к украшению относятся: тридцать одна вазочка «на один цветок» и чайный сервиз-кабаре на двенадцать персон, сервировавшийся на отдельном столике.
По форме, содержанию и художественному решению декора сервиз служит ярким примером стиля ампир с его тяготением к античным мотивам. В производстве сервиза участвовали лучшие мастера Севрской мануфактуры. Автором художественного проекта выступил выдающийся архитектор Теодор Броньяр. В качестве образцов росписи были использованы произведения Рафаэля, Жан-Жака Лагрене, Жана-Огюста-Доминика Энгра, Жака-Луи Давида, а также античные фрески. О замечательных памятниках Севрской мануфактуры написано немало монографий и статей. Стиль, созданный художниками Севра, диктовал моду в украшении фарфора со второй половины XVIII до первой половины XIX в.
По своему типу «Олимпийский» сервиз относится к станковым произведениям, требующим внимательного рассмотрения и прочтения, размещения в специальных шкафах-горках, почитающимся как фамильные реликвии, передача которых из поколения в поколение стала бы семейной традицией. Почему же в сентябре 1807 года сервиз в составе других драгоценных произведений лучших парижских фарфоровых заводов пересек всю Европу, чтобы навсегда остаться в России. Наполеон Бонапарт имел определенные матримониальные планы в отношении младшей сестры императора Александра I, великой княжны Екатерины Павловны. Можно предположить, что «Олимпийский» сервиз послужил намеком на будущий союз двух великих держав и, в перспективе, все-таки остался бы национальным сокровищем Франции. Однако сватовство не увенчалось успехом, и Наполеон получил решительный отказ.
Познакомиться ближе с шедевром Севрской мануфактуры можно посетив музей Оружейной палаты, где «Олимпийский» сервиз представлен в экспозиции зала №5, витрине №43, а также в рамках виртуального тура на тематическом сайте Оружейной палаты.