Сравнительно небольшие размеры кремлевской коллекции фарфора и керамики легко объяснимы – она одна из самых поздних в Музеях Московского Кремля, и, в отличие от художественного стекла, до конца XIX века планомерно не комплектовалась. В течение долгого времени коллекция стихийно пополнялась керамическими предметами различного времени и места производства. Интерес к художественному фарфору возник в России значительно позже, нежели в других странах Европы. В то время как голландские и английские купцы в XVI-XVII вв. поставляли драгоценные изделия восточных мастеров к европейскому двору, Россия практически не имела дипломатических и торговых контактов с Китаем или Японией, и почти не имела представления о таком дорогом и востребованном материале.
Двор российских государей, избалованный драгоценными посольскими дарами работы европейских и восточных златокузнецов, эмальеров, ткачей, ювелиров оставался равнодушным к хрупким фарфоровым сокровищам. В казенных описях XVII в. числятся керамические предметы: судя по названию «ценинные» – покрытые эмалью – это майолика или фаянс, скорее всего иранского производства, что подтверждается многочисленными фрагментами этих изделий, найденными в ходе археологических исследований на территории Кремля. Состав керамической коллекции с течением времени, вследствие драматических исторических событий, серьезно изменился, что напрямую можно связать с хрупкостью материала. До нашего времени, к сожалению, ни один из этих памятников не сохранился.
В документах XVII в. редко упоминаются «порцелейные» (фарфоровые) изделия, совсем единицы1. В музейную экспозицию входит только один такой экспонат – фарфоровая чаша на ножке из красного коралла нюрнбергского мастера Иеронима Банга. Выполненная из китайского фарфора периода династии Мин (1368-1644), она ценилась и в XIX-XX вв. как произведение тонкой ювелирной работы, включающее редкую «натуралию» (коралл), хотя сама по себе стоила значительно больше, чем серебро, затраченное при оформлении, и работа ювелира вместе взятые. Тем не менее, чаша до сих пор выставляется в Оружейной палате не в собрании фарфора, а вместе с памятниками западноевропейского серебра, в одной витрине с изделиями из редких, природных материалов – слоновой кости, кокосовой скорлупы, янтаря и горного хрусталя.
В России фарфору стали уделять должное внимание при Петре I, который имел желание создать собственное фарфоровое производство, однако в этом не преуспел. Первая в России «Невская порцелиновая мануфактура» появилась в 1740-х гг. при Елизавете Петровне.
Фарфор получил распространение при украшении дворцов новой столицы, Санкт-Петербурга, – именно сюда привозились основные фарфоровые сокровища, здесь создавались знаменитые коллекции. В 1849 году в Москве был возведен Большой Кремлевский дворец – первая каменная императорская резиденция, для которой был заказан на Императорском фарфоровом заводе особый «Кремлевский» сервиз. Здесь, в сервизной кладовой, разместили предметы, перевезенные из Петербурга по указу императора Николая I. Во дворце хранился драгоценный французский фарфор, подаренный императору Александру I Наполеоном Бонапартом в честь заключения Тильзитского мира – «Олимпийский» сервиз, «Египетский» сервиз, чайно-кофейный сервиз-кабаре, большая группа декоративных тарелок производства лучших частных мануфактур Парижа, несколько памятников немецких фарфоровых мануфактур первой половины XIXвека.
В 1881 году по указу императора Александра III изысканные произведения из фарфора и керамики, прежде хранившиеся в императорских кладовых и едва ли использовавшиеся в домашнем обиходе, были переданы в Оружейную палату и составили основу существующего собрания фарфора Музеев Кремля.
К началу XX столетия кремлевская коллекция фарфора и керамики представляла собой своеобразную группу высокохудожественных, но выполненных в разное время и стиле памятников, которые по стечению обстоятельств попали в собрание и сохранились до этого времени, а также были переданы в музей по указу императора Александра III из сервизной кладовой Большого Кремлевского дворца в 1881 году. В послереволюционные годы и последовавшие 1930-е гг. в коллекцию поступали памятники из многочисленных царских резиденций и богатых усадеб, экспонаты активно перемещались между различными музейными собраниями. Оружейная палата стала промежуточным местом хранения для многих комплексов мирового уровня, в том числе орденских сервизов, например «Берлинского». Однако, в результате перекомплектования музейных коллекций в этот тяжелейший период в истории развития музеев России, Оружейная палата лишилась многих своих экспонатов: практически всего «Египетского» сервиза, а также основной части сюрту-де-табль (настольного украшения) из «Олимпийского» сервиза, которые в настоящее время входят в состав собрания Музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В этот же, промежуточный период формирования коллекции в Кремле размещался «Берлинский» сервиз, из которого в Оружейную палату перевели только столовые приборы, остальные приборы вернулись на свое законное место, в Государственный Эрмитаж2.
Лишь в 1960-х гг. в Оружейной палате начался планомерный процесс оформления собрания фарфора и керамики как систематизированной и постоянно пополняемой коллекции памятников. Общая структура музейной группы осталась практически прежней, когда наиболее значительные иностранные производства представлены комплексами, время от времени увеличивающимися за счет одного или двух произведений. Для пополнения своей коллекции зарубежного фарфора Музеи Московского Кремля продолжают приобретать интересные и, по возможности, редкие экспонаты, присутствие которых обогатило бы собрание и дополнило его недостающими стилистическими и историческими штрихами.
В 1960–1980-х гг. в состав коллекции Оружейной палаты вошла значительная группа предметов из различных государственных учреждений, в том числе преподнесенные советскому правительству в качестве дипломатических даров. Например, самые поздние музейные поступления – древнейшие образцы античной керамики из Кипра и Греции III-IV вв. до н.э. Также в советский период в музее появились фарфоровые изделия китайского производства, за исключением так называемой сулеи царевича Ивана Ивановича – памятника-раритета, с которого принято начинать отсчёт в истории распространения фарфора в России.
Большая часть собрания фарфора и керамики Оружейной палаты никогда не демонстрировалась и не публиковалась. Поэтому представленные в каталоге и в виртуальной выставке экспонаты будут особенно интересны как специалистам, так и любителям фарфора как драгоценного материала, ценителям искусства мастеров, работавших с ним.
1К сожалению, ранние описи практически не содержат информации о керамических вещах, которая позволила бы реконструировать облик того или иного предмета. Средством идентификации выступают лишь надписи (если они были сделаны по-русски), связывающие предмет с той или иной исторической персоной (Зарубежный фарфор и керамика IV века до нашей эры — первой четверти XIX века/И.В. Горбатова/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – М., 2015 г.)
2Логика этого отторжения группы предметов единого комплекса была совершенно формальной: статус Кремля как сокровищницы, хранилища драгоценностей, позволял оставить в нем изделия, содержащие драгоценные металлы. То, что колюще-режущие части столовых приборов выполнены из золоченого серебра, оказалось достаточным основанием для их отчуждения, а фарфоровые черены, действительно оригинальные и уникальные, пошли «в придачу» к драгоценному металлу. От самого же сервиза в собрании Оружейной палаты не было оставлено ни одной тарелки или блюда (Зарубежный фарфор и керамика IV века до нашей эры — первой четверти XIX века/И.В. Горбатова/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – М., 2015 г.)