Имя Федора Григорьевича Солнцева занимает особое место в истории русского изобразительного искусства XIX века. Будучи историческим живописцем, он посвятил себя археологической живописи - точному и художественному изображению предметов старины. Объектами исследования стали самые разнообразные памятники: от греческих и фанагорийских древностей до предметов древнерусского искусства XII-XVII веков. Выбором такой своеобразной специализации художник целиком обязан своему наставнику, президенту Императорской Академии художеств А. Н. Оленину. После смерти Оленина фактическим руководителем работ Ф. Солнцева стал Император Николай I.
Федор Солнцев был ровесником XIX века. Он родился в апреле 1801 года в селе Верхненикульском Мологского уезда Ярославской губернии, а умер в марте 1892 года в Санкт-Петербурге. Его семья, как и само село, являлась собственностью графа И. А. Мусина-Пушкина. Однако отец Солнцева, крепостной, был отпущен на вольный оброк и работал кассиром при императорских театрах в Петербурге. В 1815 году Федор Солнцев, получив вольную, был зачислен в Академию по классу портретной живописи. Выпускная работа Ф. Солнцева была вполне традиционна, называлась "Крестьянское семейство за обедом". За нее он получил Малую золотую медаль, звание художника 14-го класса и оставлен в Академии пенсионером.
Самый плодотворный и яркий период в творчестве Солнцева относится к 1830-1853 годам. Именно в это время начинаются его многочисленные командировки по старым русским городам, особенно много времени он проводит в Москве и Московском Кремле. В этот период ведется работа над изданием "Древностей Российского государства" . За подготовкой издания к печати в Москве следил особый комитет под председательством попечителя Московского учебного округа графа С. Г. Строганова. В состав комитета вошли также директор Оружейной палаты М. Н. Загоскин, профессора Московского университета М. П. Погодин и С. П. Шевырев. "Древности" были изданы в очень ограниченном количестве, всего 600 экземпляров. Уже сам Солнцев писал в своих мемуарах в 1876 году, что полные его комплекты составляют библиографическую редкость. Для многих современников эта уникальная летопись в рисунках Солнцева явилась толчком к творческому осмыслению и возрождению отечественного стиля в архитектуре, скульптуре, прикладном искусстве.
Полное издание "Древностей Российского государства" - все семь томов в полном комплекте - до нашего времени дошло лишь единичными экземплярами, сохранившимися в крупнейших библиотеках и музеях страны.
В настоящее время в фондах Музея хранится около 1400 акварелей и рисунков Солнцева. Мы представляем Вам лишь малую часть произведений, отражающую основные направления собрания Оружейной Палаты.