Успенский собор построен в 1474 – 1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти как первопрестольный русский храм.
В главном соборе государства совершались важнейшие церемонии: венчания на царство, коронации императоров, поставления глав русской церкви.
Успенский собор был усыпальницей митрополитов и патриархов. Особыми шатрами-сенями выделены раки русских иерархов, канонизированных Православной церковью.
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески в Московском Кремле – изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью знаменитого художника Дионисия.
Собор украшает грандиозный ансамбль монументальной живописи, созданный в 1642 –1643 гг. Посвящение храма богородичному празднику Успения определило программу росписи. Живопись повествует о чудесном рождении Марии и её детстве, а также иллюстрирует Акафист – гимн в честь Богоматери. Интересная особенность росписи – изображение в нижних ярусах стен Вселенских соборов, на которых утверждались основы христианской веры. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.
По указу патриарха Никона в 1653 году был создан пятиярусный иконостас. В его местном ряду и пристенных иконостасах представлены истинные шедевры древнерусской живописи XII - XVII веков, среди которой древнейшей является икона “Святой Георгий” рубежа XI - XII веков. Храмовая икона “Успение Богоматери” была написана к освящению собора.
В 1551 году для Ивана Грозного создано царское моленное место. Барельефы на его стенах иллюстрируют легенду о передаче царских регалий – шапки Мономаха и барм – из Византии на Русь. “Мономахов трон” – шедевр работы русских резчиков.
Назначение Успенского собора обусловило его огромную ценность как исторического памятника и сокровищницы русской национальной культуры.