14 Январь 2024 | Парадиз на финском болоте. Петербург Петра Великого (лекция)
Санкт-Петербург, основанный на берегах Невы, поначалу не стал таким, каким был задуман. Он жил скорее в мечтах Петра Великого, который с огромным упорством стремился их реализовать. Опасность исчезновения нависла над Санкт-Петербургом при преемниках Петра, но город устоял. Д.К. Валявин, , кандидат исторических наук |
21 Январь 2024 | Золотое барокко Санкт-Петербурга. Северная столица во власти трех императриц (лекция)
Женское правление оказалось благоприятным временем для дальнейшего развития Санкт-Петербурга. Императрица Екатерина I старалась сохранить город таким, каким он был при ее муже. Императрица Анна Иоанновна вернула императорский двор из Москвы, куда он перебрался при Петре II. Анна запустила вновь процесс развития северной столицы. Императрица Елизавета Петровна придала городу на Неве невиданный доселе блеск. Практически все великолепные здания, воздвигнутые в это время в Санкт-Петербурге и его окрестностях, за редкими исключениями, были созданы по проектам Франческо Растрелли или при его участии. Д.К. Валявин, кандидат исторических наук |
28 Январь 2024 | Расцвет Санкт-Петербурга: город Екатерины Великой (лекция)
При императрице Екатерине II на смену пышному барокко приходит строгий классицизм. В столицу Российской империи приглашаются зодчие из Франции, Италии, Англии: А. Ринальди, Ж.-Б. Валлен-Деламот, Д. Кваренги, Ч. Камерон. Наряду с ними в Санкт-Петербурге работают ни в чем им не уступающие отечественные мастера: Ю.М. Фельтен, И.Е. Старов, Н.А. Львов. Город постепенно обретает тот свой величественный вид, который делает Петербург Петербургом. Д.К. Валявин, кандидат исторических наук |
4 Февраль 2024 | Имперский стиль «Северной Пальмиры». Петербург при Александре I и Николае I (лекция)
Триумфальный характер петербургской архитектуры начала XIX века был обусловлен не только победой в войне с Наполеоном, но и ростом могущества Российской империи, достигшей апогея в своем развитии. Творения зодчих эпохи ампира А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Ж.-Ф. Тома де Томона, К.И. Росси, В.П. Стасова, О. Монферрана, воспетые поэтами, связали город незримыми нитями в единое архитектурное пространство. Но под влиянием романтических идей на смену классицизму приходит многостилье. Классический наряд Санкт-Петербурга начинают дополнять здания, построенные в ином ключе. Д.К. Валявин, кандидат исторических наук |
11 Февраль 2024 | Закат империи: Петербург при последних Романовых (лекция)
В «эпоху великих реформ» снова, как и за сто лет до этого, начинает кардинально меняться облик Санкт-Петербурга. В пореформенную эпоху город наполняют невиданные доселе промышленные здания и инженерные сооружения, громадные доходные дома и роскошные особняки. Внешний вид города, заканчивающего второе столетие своей истории, определяют постройки, исполненные в различных неостилях: неорусском, необарочном, неоготическом. В начале XX столетия ведущее положение, наряду с эклектикой, занял стиль модерн, в т.н. «северной» его ипостаси, а затем неоклассицизм. Происходит новое пышное «цветение» северной столицы на фоне «отмирающей» монархии. Д.К. Валявин, кандидат исторических наук |
18 Февраль 2024 | Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург: бывшая столица России в XX и XXI веках
Лишившийся столичного статуса, трижды изменивший имя, дважды переживший подлинный упадок в начале и в конце двадцатого столетия, подвергшийся жесточайшим военным испытаниям, город на Неве продолжал расти и украсился новыми прекрасными зданиями, как в послереволюционную, так и в послевоенную пору: постройки, возведенные в стиле конструктивизм, в т.н. «сталинском» стиле, или «сталинском ампире». Архитектурные сооружения, появившиеся в Петербурге во второй половине XX и начале XXI века, принято относить к модернизму и постмодернизму, архитектурным направлениям по своей стилистике далекими от классического облика северной столицы. Печально, что за порогом своего трехсотлетнего юбилея городу пришлось бороться за сохранение своего исторического лица. Д.К. Валявин, кандидат исторических наук |