Цикл приурочен к 150-летию С.П. Дягилева — выдающегося антрепренера знаменитых «Русских сезонов» в Париже — спектаклей оперы и балета, которые в начале XXвека покорили европейскую публику и способствовали широкому интересу к русской культуре в Западной Европе и за океаном. Сергей Павлович имея тонкий художественный вкус и блестящие организаторские способности, объединил талантливых композиторов, художников, и танцоров, ставших «звездами» мировой величины. Ведущими хореографами балетов являлись М. Фокин, Л. Мясин, декорации создавали Александр Бенуа и Леон Бакс, а премьерами стали В. Нижинский, А. Павлова, В. Каралли. Костюмы танцоров, выполненные по эскизам русских художников — новаторов Л. Бакста, Н. Гончаровой, М. Леонтьева оказали влияние на развитие моды и нашли отражение в творчестве прославленных кутюрье в 1910 -1920 годы.
Театральная антреприза «Русские сезоны» была организована в Париже по инициативе талантливого антрепренера С. П. Дягилева. Первым спектаклем стала опера «Борис Годунов», поставленная в 1908 г., но наибольшим успехом у публики пользовались балеты: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Шехерезада», «Жар-птица». На сцене театров Шатле и Гранд-опера выступали лучшие артисты императорских театров: Михаил Фокин, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Вера Каралли. Михаил Фокин - солист Мариинского театра, был не только танцовщиком, но и главным хореографом спектаклей, талантливым «реформатором» классического танца. В качестве постановщиков выступали и другие балетмейстеры: Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Джордж Баланчин. На лекции слушатели познакомятся с именами прославленных «звезд» «Русских сезонов».
Залогом успеха «Русских сезонов» были талант и многогранность художников рубежа 19-20 веков. Над оформлением балета «Павильон Армиды» с Дягелевым работал великий знаток истории искусства Александр Бенуа, Валентин Серов создал самую узнаваемую афишу «Сезонов» с портретом Анны Павловой в роли Сильфиды. Два самые скандальные спектакля «Сезонов» «Весна Священная» и «Парад», шокировали публику в том числе художественным оформлением, созданным Николаем Рерихом и Пабло Пикассо.
«Художник должен стать заклинателем вещей», - писал в начале XXвека поэт М.А. Волошин. Это было время необычайного интереса к моде и модному костюму. То, что веками создавалось портными, теперь стало интересовать художников и даже литераторов. Из ремесла сфера моды превратилась в область искусства, на страницах периодической печати своими соображениями об эстетике костюма делились знаменитости: А. Белый и Л. Андреев, М. Савина и Т. Карсавина, М. Зичи и Л. Бакст. Они предлагали найти новый идеал красоты и привлекать к созданию модной одежды профессиональных художников. К этому новому виду творчества обратился Л. Баксту и добился в этой области мировой известности. Он утверждал: «Впереди модниц идут художники, …». М.Ф. Ларионов и А.Я. Головин выполняли эскизы дамских платьев и разрабатывали новые варианты эстетического мужского гардероба, В.А. Серов и К.А. Сомов принимали активное участие в подборе платьев своими знаменитыми заказчицами принимал К.А. Сомов.
Уварова Ю.Н.
УСЛОВИЯ ПОСЕЩЕНИЯ:
Лекции читаются по вторникам в 19:00 в лекционном зале по адресу: ул. Манежная, д. 7 и транслируется онлайн (запись лекции посетителям не высылается). Расположение на карте.
Стоимость одной лекции в лектории для всех категорий граждан – 250 руб. Стоимость одной лекции онлайн для всех категорий граждан – 200 руб.
Приобрести билеты на каждую лекцию вы можете: - онлайн на нашем сайте: 20 декабря; - в кассах в Александровском саду только в день чтения лекции; - в терминале у административного корпуса Музеев Московского Кремля на ул. Манежная, д.7 (у лекционного зала).
АВТОРЫ:
Титова Елизавета Александровна
Лектор-искусствовед II категории. Сотрудник лекционного отдела.
Мы используем cookie Во время посещения сайта «www.kreml.ru» Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.