15 Октябрь 2021 | Светское зодчество Москвы и провинции (лекция)
Начиная с петровского времени светская архитектура Москвы и провинции постепенно становится все более репрезентативной. Архитектура жилых и общественных зданий, приобретая черты господствующего стиля, занимает в планировке российских городов ключевое место, или, как минимум, более заметное чем это было в предшествующий период. В течение века строится значительное число выдающихся построек общественного назначения. Дома дворцового типа еще крайне редкие в начале столетия, в конце его, особенно в Москве, количество их исчисляется десятками, все больше их появляется в дворянских усадьбах и провинциальных городах. Об этом и многом другом пойдет речь на данной лекции. Д. К. Валявин |
12 Ноябрь 2021 | Санкт-Петербург и европейская градостроительная традиция (лекция)
Петербург – это город-остров, город-крепость, город-верфь и порт, город-сад. Лекция посвящена истории проектирования новой российской столицы в XVIIIвеке. Вы познакомитесь с историей застройки Санкт-Петербурга от первых бастионных укреплений на Неве эпохи Петра I до проектирования кругового ансамбля Дворцовой площади при Екатерине II; вы узнаете, как Доменико Трезини разрабатывал регулярный генеральный план города, на какие европейские образцы опирался, планируя четкую сетку улиц и типовые проекты домов. Е. А. Титова |
26 Ноябрь 2021 | Императорские резиденции и архитектура русской усадьбы (лекция)
Как было сказано однажды: «Пример Двора священ вельможам, богачам…» И, хотя настоящее утверждение напрямую не относятся к зодчеству, все же именно в данной сфере этот принцип проявляется особенно наглядно. Архитектура российских дворянских усадеб будет следовать в русле придворных предпочтений на протяжении всего восемнадцатого столетия. На нашей лекции мы постараемся показать вам это на конкретных примерах. В петровское время процесс формирования репрезентативных усадеб европейского типа только начинается. Наряду с новыми царскими резиденциями, такими, к примеру, как Петергоф и Стрельна, появляется меншиковский Ораниенбаум. В середине века знаменитый Растрелли строит не только для императрицы Елизаветы Петровны, но и для А.Г. Разумовского и других вельмож. Предпочитаемый этой императрицей барочный стиль и регулярные сады появляются в усадьбе А.П. Бестужева-Рюмина на Каменном острове в Петербурге и в подмосковных имениях Нескучное Н.Ю. Трубецкого и Кусково П.Б. Шереметева. Подлинный расцвет увеселительных дворянских усадеб наступает в екатерининское время. Классицизм в его французском изводе и палладианство, причудливые turquerie (тюркери) и chinoiserie (шинуазри), нежная готика и суровая дорика появляется вслед за императорскими резиденциями не только в усадьбах вельмож, но и у дворянства средней руки. Д. К. Валявин |
17 Декабрь 2021 | Барокко и классицизм в архитектуре русского храма (лекция)
Так не похожи друг на друга барочные храмы восемнадцатого столетия в России: церковь Иоанна Воина и Меншикова башня в Москве, соборы в Петропавловской крепости и в Смольном монастыре в Санкт-Петербурге, Петропавловский собор в Казани и Крестовоздвиженская церковь в Иркутске. Столь же разнообразны и аналогичные постройки в стиле классицизм: католический храм св. Екатерины и Армянская церковь св. Екатерины на Невском проспекте, Церковь Иоанна Предтечи (Чесменская церковь) и Троицкий собор Александро-Невской Лавры, Мальтийская капелла и Троицкая церковь («Кулич и пасха») в Санкт-Петербурге, церкви Филиппа Митрополита в Мещанской слободе и Космы и Дамиана на Маросейке, Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах и Мартина Исповедника на Таганке в Москве, Екатерининский собор в Кингисеппе и Борисоглебский собор в Торжке. На лекции будет представлена эволюция храмового зодчества в России от Петра Великого до Павла Первого. Будут обозначены стилистические и региональные особенности, показаны черты сходства и различия этих групп храмов, отмечена и индивидуальная манера каждого из создававших их архитекторов. Д. К. Валявин |
21 Январь 2022 | Россика: иностранные художники при русском дворе в XVIII веке (лекция)
Россика — это художественное наследие западноевропейских художников, работавших в России в XVIII — первой половине XIX века. Петр I и его преемники активно приглашали ко двору европейских художников, которые в начале XVIII века постепенно прививали в России культуру парадного и камерного портрета, обучали придворных искусству позирования. Живописцы приезжали из разных стран и привносили в русскую культуру отличительные особенности своих национальных школ. На лекции вы познакомитесь с представителями немецкой россики Иоганном Готфридом Таннауэром, Иоганном Паулем Людденом и Георгом Христофом Гроотом; с художниками французской россики Луи Караваком, Луи Токке, Александром Рослином и Жаном-Луи Вуалем, а также с итальянцем Пьетро деи Ротари. Е. А. Титова |
11 Февраль 2022 | Искусство гравюры в России в XVIII веке (лекция)
Восемнадцатый век стал в истории России временем активных внутренних преобразований и важных военных побед. В связи с этим тиражное искусство гравюры, верный способ воспеть императора-победителя и реформатора, переживало наивысший расцвет. В технике гравюры исполнялись карты российских городов, увековечивались события военных триумфов и коронаций, появилась мода на гравюрный портрет. На лекции вы узнаете о работе гравировальной мастерской при Санкт-Петербургской типографии, узнаете о популярных в XVIIIвеке гравировальных техниках, познакомитесь с творчеством граверов Адриана Шхонебека, Питера Пикара, А.Ф. Зубова. Е. А. Титова |
11 Март 2022 | Скульптура XVIII века (лекция)
В восемнадцатом столетии русская скульптура, приобретя светский характер, прошла сложный путь от барочных творений даровитого Карло Растрелли до выполненных в строгом классическом стиле работ целой плеяды прекрасных скульпторов Этьена Фальконе, Федота Шубина, Федора Гордеева, Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Ивана Прокофьева, Феодосия Щедрина. Кто же из любителей искусства ваяния не припомнит «Восковую персону» К. Растрелли или «Медного всадника» Э. Фальконе, мраморные бюсты работы Ф. Шубина или скульптурные надгробия Ф. Гордеева и И. Мартоса, петергофскую статую «Самсон, раздирающий пасть льву» М. Козловского, скульптурную группу «Нимфы, несущие земную сферу» у здания Адмиралтейства Ф. Щедрина или рельеф «Поклонение медному змию» на аттике Казанского собора в Санкт-Петербурге И. Прокофьева. Работы этих знаменитых мастеров составляют золотой фонд отечественного искусства. Об их жизни и творчестве и будет рассказано на этой лекции. Д. К. Валявин |
15 Апрель 2022 | «Золотой век» придворной культуры: балы, маскарады, застолья XVIII века (лекция)
XVIII век был временем расцвета придворной культуры в России, ее «золотым веком». Русский двор приобрел истинно императорское великолепие и блеск, стал центром моды, и образцом для подражания. Парадные застолья, балы, маскарады, концерты и театральные постановки устраивались не только по случаю праздников, они стали неотъемлемой частью придворной жизни. Каждый день недели, за исключением Великого поста, был отведен для тех или иных увеселений. В правление государыни Анны Иоанновны появились торжественные «орденские дни» - приемы во дворце кавалеров российских орденов, при императрице Елизавете Петровне вошли в моду различные виды маскарадов и «цветные» празднества в загородных резиденциях, Екатерина II инициировала учреждение Эрмитажей –собраний аристократов, на которых гости беседовали, танцевали, ужинали. Праздничное застолье достигло своего совершенства, оно соединяло пышное убранства зала, роскошную сервировку стола и гастрономические шедевры французских поваров. Ю. Н. Уварова |
29 Апрель 2022 | «Стараньем и трудами достигать знаний». Образование в России в XVIII веке (лекция)
XVIII век историки именуют эпохой Просвещения. В России главный смысл просветительских идей видели в образовании, воспитании, победе знаний над невежеством. «Ревность к учению» поддерживали в своих подданных Петр I, Елизавета Петровна, Екатерина II. В начале XVIII в. в Москве и Петербурге были открыты школы: Навигацкая, Инженерная, Медицинская. Для юных дворян, желающих сделать военную карьеру, императрица Анна Иоанновна основала Шляхетский корпус. Значимым событием в жизни государства стало учреждение в 1755 г. Московского Университета и гимназии при нем, а в 1757 г. Академии художеств. По инициативе Екатерины II и при участии И. И. Бецкого возникло привилегированное учебное заведение для девушек дворянского звания – знаменитый Смольный институт. На лекции мы поговорим о том, какой была образовательная программа в XVIII в., кого принимали в школы и институты, как экзаменовали учащихся. Ю. Н. Уварова |
13 Май 2022 | Главное развлечение столицы: театр и литература в России в XVIII веке (лекция)
«Век песен» — так называл царствование императрицы Елизаветы Петровны Г. Р. Державин. Середина XVIII в. в России стала временем расцвета музыкальной культуры. При императорском дворе чаще всего звучала итальянская музыка, она составляла основу репертуара оркестра, игравшего на дворцовых увеселениях, балах и застольях. В 1740-е г. в Петербурге стали проводить публичные концерты для горожан. Оперные спектакли были любимым зрелищем столичных жителей: вокальное искусство исполнителей дополняли роскошные сценические костюмы и сложные декорации с механическими чудесами. В середине XVIII в. произошло рождение русского драматического театра, благодаря гению Ф. Г. Волкова и покровительству Елизаветы Петровны. В правление Екатерины II появилось немало талантливых отечественных драматургов, в том числе сама государыня, которая писала сатирические пьесы. Наиболее известными авторами ее эпохи были Д. И. Фонвизин и классик русской поэзии Г.Р. Державин. Ю. Н. Уварова |