23 Январь 2024 | «От Китая к «китайщине». Коллекционирование и подражание китайскому искусству во Франции XVII-XVIII (лекция)
Активные торговые отношения между Францией и Китаем устанавливаются в конце XVII века в период правления короля Людовика XIV. С этого момента, благодаря рассказам торговцев и миссионеров ордена иезуитов, французская аристократия открывает чудесный мир китайского Востока. Предметами коллекционирования становятся не только изделия из фарфора, но и художественные лаки, эмали, бронзовая скульптура и мебель. Коллекционирование предметов китайского искусства и быта во Франции станет основой явления «шинуазри», то есть увлечения китайской культурой и подражание ей в Европе XVIIIвека. На лекции вы узнаете, как доставлялись предметы китайского искусства во Францию, как они адаптировались к вкусам французской аристократии XVIIIвека и, конечно, познакомитесь с главными коллекционерами китайских диковин при французском дворе. Е.А. Титова |
30 Январь 2024 | Шинуазри в декоративно-прикладном искусстве Европы XVIII в. (лекция)
Из цикла №15 «Экзотические стили. Ориентализм в искусстве России и Западной Европы». Лектор – Миронова А.В. Начало в 19:00. А.В. Миронова |
6 Февраль 2024 | Фарфоровый Трианон и Великая пагода. Китайский вкус в архитектуре Европы (лекция)
Фарфоровый Трианон – утраченная легендарная постройка Версаля, созданная по распоряжению короля Людовика XIV в 1670 году. Она представляла собой небольшой деревянный павильон, облицованный фаянсовыми плитками в китайском стиле. Эта архитектурная фантазия была навеяна рассказами миссионеров, побывавших в Индии и Китае. Как многие другие элементы версальского ансамбля, Фарфоровый Трианон положил начало новой архитектурной традиции: в дворцовых парках Европы стали возводить изысканные «фантазии» в форме китайских пагод и храмовых павильон. На лекции вы узнаете, как «китайский вкус» проявился в европейской архитектуре от парковых павильонов до комплексов зданий на всемирных выставках. Е.А. Титова |
13 Февраль 2024 | Шинуазри в архитектуре в эпоху Екатерины Великой (лекция).
Острый интерес к китайской культуре возникает в России еще во времена Петра Великого. Однако приобщение к ней на протяжении всего XVIII столетия происходит через посредство западноевропейского стиля шинуазри, возникшего в рамках более крупных стилей барокко и рококо. Наиболее впечатляющие памятники архитектуры этого стиля появляются в России в эпоху правления Екатерины II, для которой они стали воплощением ее грез и фантазий, явились своеобразным «капризом» великой императрицы. Д.К. Валявин |
20 Февраль 2024 | «Китайская тема» в интерьерах дворцов России (лекция)
В Россию интерес к теме шинуазри, «китайщине» пришел из европейской культуры, как составная стиля рококо, столь любимого XVIII столетием. Он нашел свое место в интерьерах императорских резиденций - Ораниенбауме, Петергофе, Царском Селе, Гатчине. Утонченный вкус аристократии требовал чего-то изысканного, неизведанного, далекого. В залы дворцов стали проникать экзотические курильницы, коллекционные шкатулки, ширмы. Быстрому и достаточно широкому увлечению ими способствовало то, что в XVIII столетии удалось разгадать загадку «белого золота» - фарфора. На лекции мы познакомимся не только с аутентичными изделиями, привезенными с Востока, но и с предметами, изготовленными в «китайском» стиле русских мастерами. А.В. Миронова |
27 Февраль 2024 | Челеби, ага и «месье» в турецком костюме. Турецкие образы в этнографических альбомах и живописи Европы XVIII века (лекция)
Тюрбаны, узорчатые ткани, причудливый рисунок ковров – все это неотъемлемые элементы образа Востока. Складывается этот образ из обширного «корпуса» рисунков, гравюр и картин художников, большинство из которых… никогда не бывали в Османской империи. Истоки их живописных фантазий на тему Востока следует искать в этнографических альбомах. На лекции вы сможете полюбоваться на иллюстрации популярного в XVIIIвеке альбома «Сто гравюр с изображениями различных народов Леванта…», познакомитесь с биографией его составителя художника Жана-Батиста Ванмура, прожившего в Стамбуле тридцать лет, а также узнаете, как этот альбом повлиял на художников Ван Лоо, Лиотара, Буше, Ватто и кто из них все-таки увидел Стамбул собственными глазами. Е.А. Титова |
5 Март 2024 | Воображая себя султаном. Элементы турецкой моды в европейском костюме и интерьере (лекция)
В XVIIIвеке увлечение турецким Востоком проникает через гравюру и живопись в театральный костюм, а затем и в костюм повседневный и даже придворный. Дамы заказывают собственные портреты «à la turque», то есть на турецкий манер, а их мужья в турецком стиле обставляют собственные кабинеты. На лекции вы узнаете, как в Европе XVIII– XIX веков носили восточные кафтаны, тюрбаны, шали, и что представляло собой придворное платье «à la sultane». Е.А. Титова |
12 Март 2024 | Тюркери в русской архитектуре XVIII-XIX вв. (лекция)
Наряду с фантазийными дальневосточными стилями: chinoiserie («китайщиной») и aponaiserie («японщиной») в европейском искусстве XVII-XIX веков популярен был и турецкий стиль — turquerie. Постоянная турецкая угроза для Европы, не прекращавшиеся на протяжении более чем двух столетий войны с Османской империей для России не препятствовали, тем не менее, к постепенному и постоянному приобщению европейцев и россиян к культуре Ближнего Востока. Эта чуждая, на первый взгляд, культура, воплощаясь в архитектурных сооружених, приобретала подчас на русской почве очень причудливые формы и смыслы. Д.К. Валявин, кандидат исторических наук |