«Сколько извести было добыто из античных статуй и прочих древних украшений!» — сокрушался Рафаэль Санти в своём знаменитом письме к папе Льву X. Изучение, а главное, сохранение античных памятников c XVI века становится не только делом архитекторов и антикваров, но и частью официальной государственной и художественной политики. Это начало пути, который приведет нас в классы художественных академий со слепками античных голов и бюстов, необходимых для освоения азов рисунка. На лекциях вы узнаете о том, как архитекторы и художники от Рафаэля до Энгра изучали и изображали античные памятники, а также как рос и менялся вкус к античному искусству в Европе от XVI к XVIII веку.
В 1515 году папа Лев X назначил Рафаэля Санти на пост «сommissario alle Antichità». С этого момента античные руины Рима официально оказались в ведении великого художника, которого современники заслуженно считали также знатоком архитектуры. Рафаэль работал над проектом собора Святого Петра, изучал античный трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре», занимался обмерами и зарисовкой античных памятников. На лекции мы рассмотрим архитектурные рисунки Рафаэля и его современников, поговорим о первых систематических описаниях античных памятников Рима, составленных в начале XVI века, обсудим методы, которыми руководствовались археологи эпохи Возрождения.
Джованни Баттиста Пиранези – художник, совершивший грандиозный вклад в иконографию античной архитектуры. В его сериях гравюр с видами античных памятников соединились венецианская любовь к театральности, зрелищности и кропотливое изучение римских древностей. Пиранези являлся почетным членом научного Королевского общества древностей в Лондоне и одновременно создавал самые невероятные архитектурные фантазии в своих гравюрах. На лекции мы рассмотрим рисунки и серии офортов Пиранези («Разные виды Рима античного и современного», «Римские древности времен Первой республики и первых императоров»), а также обсудим его теоретические сочинения («О великолепии и архитектуре римлян», «Диалог об архитектуре»).
Открытие и изучение Стабий, Помпей и Геркуланума в середине XVIIIвека сыграло решающую роль в развитии не только искусства, но и науки об искусстве. В архитектуре и живописи на это время пришелся бум неоклассического стиля, а в искусствознании – выход в свет великой «Историей искусства Древности» Иоганна Иоахима Винкельмана, прозванного «отцом истории искусства». На лекции вы узнаете, как проходили археологические раскопки в Помпеях под началом инженера Алькубьерра, и как на его удивительные открытия реагировали его современники.
Во второй половине XVIII века в искусстве Западной Европы господствовал неоклассический стиль, основанный на изучении римских памятников, в то время как об искусстве античной Греции было известно несравнимо меньше. Настоящее «открытие Греции» пришлось на рубеж XVIII – XIX веков. На лекции вы узнаете о путешествии в Грецию Джеймса Стюарта и Николаса Реветта, членов лондонского «Общества дилетантов», издавших трехтомный богато иллюстрированный альбом «Древности Афин»; вы познакомитесь с Огюстом де Шуазёлем-Гуфье, французским аристократом, археологом и придворным Екатерины II, проводившим в Греции раскопки за собственный счет и написавшим «Живописное путешествие по Греции». И конечно речь пойдет об открытии Венеры Милосской и судьбе мраморных рельефов Парфенона.
Французская Академия в Риме была основана указом короля Людовика XIV в 1666 году. С тех пор она стала центром притяжения для художников и интеллектуалов в Риме. Пенсионерами Академии становились победители Риской премии. На лекции вы узнаете, кто из художников был удостоен этой премии, кто возглавлял Академию, а также как художники XVIII-XIX веков исследовали архитектурные и художественные памятники Вечного города.
Е.А. Титова
УСЛОВИЯ ПОСЕЩЕНИЯ:
Лекции и занятия проводятсяпо средам в 19:00 в лекционном зале на ул. Манежная, д.7 и транслируются онлайн(запись лекции посетителям не высылается).
За час до начала лекции посетителям, купившим билет на посещение лекции онлайн, будет выслана ссылка для подключения к трансляции.
Стоимость для одной лекции в лекционном зале для всех категорий – 300 руб. Стоимость одной лекции онлайн для всех категорий граждан – 250 руб.
Приобрести билеты на каждую лекцию вы можете: - онлайн на нашем сайте; - в кассах в Александровском саду только в день чтения лекции; - в терминале у административного корпуса Музеев Московского Кремля на ул. Манежная, д.7 (у лекционного зала).
АВТОРЫ:
ТИТОВА ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА
Лектор-искусствовед II категории. Сотрудник лекционного отдела.
Мы используем cookie Во время посещения сайта «www.kreml.ru» Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.