17 Октябрь 2021 | «Путешествие Его Величества в Париж». Петр I во Франции в 1717 году: политика, искусство, общение
В мае – июне 1717 г. Петр I совершил вояж во Францию, побывал в Париже. Официальный журнал царского путешествия отметил десятки встреч государя с королевским семейством и французскими аристократами, художниками, академиками, коллекционерами. Современники отмечали, что «Петр I приехал в Париж подготовленным, зная, на что надо смотреть», его интересовали достопримечательности столицы, он посетил королевские резиденции и сады, Академию наук и различные мануфактуры. Проживая в отеле Ледигьер, он оценил преимущества французской кухни, так как «столом» российского монарха ведал лучший королевский метрдотель Вертон. Парижские впечатления повлияли на дальнейшую культурную политику императора и положили начало «галломании» в России – любви ко всему французскому.
Приобрести билет на лекцию на нашем сайте. Приобрести билет на лекцию по «Пушкинской карте» на нашем сайте. Ю. Н. Уварова |
24 Октябрь 2021 | Российские императоры и французские архитекторы (лекция)
Лекция Музеев Московского Кремля знакомит слушателей с жизнью, творчеством и историей взаимоотношений знаменитых французских архитекторов, работавших в России в XVIII и XIX веках, с монаршими особами. Среди тех, о ком пойдет речь: Жан-Батист Александр Леблон и Петр I, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот и Екатерина II, Жан-Франсуа Тома де Томон и Александр I, Анри Луи Огюст Рикар де Монферран и Николай I. Некоторые из них, как Леблон, не оставили после себя большого количества работ, но своими проектами повлияли на весь архитектурный процесс в петровское и послепетровское время, другие, напротив, оказались очень плодовиты (по проекту Валлен-Деламота построены здания Академии художеств и Малого Эрмитажа с висячим садом на противолежащих набережных Невы, Гостиный двор и костел св. Екатерины на Невском проспекте, арка Новой Голландии и многие другие). Но были и те, с чьим именем обычно связывают всего одно или два произведения: у Тома де Томона это мавзолей «Супругу-благодетелю» в Павловске и архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге, включающий здание Биржи, Ростральные колонны, отделку набережной Невы, у Монферрана построенные там же Исаакиевский собор и Александровская колонна на Дворцовой площади. Контакты русской и французской архитектурных школ на протяжении длительного времени были плодотворны и взаимовыгодны для обеих сторон. Но если вначале французы не испытывали особого желания ехать в Россию и только силою обстоятельств оказывались на русской службе. При этом инициатива исходила от российских монархов. То спустя сто лет ситуация существенно изменилась: выдающиеся архитекторы Франции конкурировали за право работать в России. А в дальнейшем острая потребность в иностранных специалистах и вовсе отпала. Были подготовлены квалифицированные отечественные архитектурные кадры. И в этом немалая заслуга французских архитекторов, и тех, кто преподавал в Петербурге, и тех, кто у себя на родине принимал для дальнейшего обучения пенсионеров Академии художеств. Работы французских архитекторов, работавших в России, обогатили золотой фонд русской архитектуры. Многие их творения со временем стали символами столицы российских императоров. Это был своеобразный вклад Франции в русскую культуру.
Приобрести билет на лекцию на нашем сайте. Приобрести билет на лекцию по «Пушкинской карте» на нашем сайте. Д.К. Валявин |
31 Октябрь 2021 | Художественная коллекция Екатерины II (лекция)
7 декабря 1764 года через два года после прихода к власти Екатерина II основала первую картинную галерею европейского масштаба в России – будущий Эрмитаж. На лекции вы узнаете о том, как приобретение коллекции немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского положило начало этому собранию, как в императорскую коллекцию попали такие шедевры как «Юдифь» Джорджоне, «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта ван Рейна. Мы поговорим о вкусах императрицы Екатерины II. Вы узнаете, как императрица советовалась при составлении коллекции с Дени Дидро, кому из русских художников она благоволила и о том, как страсть к коллекционированию распространилась среди придворных императрицы.
Приобрести билет на лекцию на нашем сайте. Приобрести билет на лекцию по «Пушкинской карте» на нашем сайте. Е. А. Титова |
7 Ноябрь 2021 | Галломания при русском императорском дворе (лекция)
Галломания – любовь ко всему французскому - явление русской культуры XVIII – первой половины XIX в., которое нашло отражении в жизни императорского двора, в искусстве, моде, традициях парадного застолья и светского этикета. В 1720-1750- е годы Франция стала эталоном в области модного костюма и галантного поведения, в домах российского дворянства появились учителя – французы, преподававшие не только язык, но и хореографию. Французский язык был принят как необходимое средство общения аристократов, а умение танцевать стало непременным условием успешной карьеры при дворе. В правление Екатерины II развивался интерес к французской литературе, живописи, театру. Русский дворянин стремился в Париж уже не только для того, чтобы заказать там модный костюм, но и увидеть его знаменитые достопримечательности.
Приобрести билет на лекцию на нашем сайте. Приобрести билет на лекцию по «Пушкинской карте» на нашем сайте. Ю. Н. Уварова |
14 Ноябрь 2021 | Карусели - театрализованные турниры при российском дворе в XVIII-XIX вв. (лекция)
В XVI-XVIII веках «каруселью» (или правильнее «каруселем») называли не вращающийся аттракцион, а придворное театрализованное представление, в котором принимали участие облаченные в тематические костюмы придворные, выезжавшие верхом или в пышно украшенных колесницах. Такие празднества появились в Италии в XVIвеке, затем вошли в моду при дворе французского короля Людовика XIVи оттуда распространилась в другие страны Европы, в том числе в Российскую Империю. Лекция будет посвящена двум каруселям: «великолепному каруселю», устроенному в Санкт-Петербурге в 1766 году Екатериной II, и Царскосельской карусели 1842 года по случаю 25-летия бракосочетания императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Этим двум событиям посвящали оды придворные поэты, их изображали на своих полотнах любимые художники государей, сам Вольтер сожалел о том, что не смог приехать на карусель 1766 года. Вы узнаете о месте проведения, сценарии, а также именитых и венценосных участниках этих празднеств.
Приобрести билет на лекцию на нашем сайте. Приобрести билет на лекцию по «Пушкинской карте» на нашем сайте. Е. А. Титова |
21 Ноябрь 2021 | «Не угодно ли вам ехать со мной в Париж на выставку?» Русский отдел на Всемирных выставках в Париже (лекция)
Вторая половина XIX века стала временем политического сближения между Россией и Францией, ознаменованного торжественными визитами и, наконец, подписанием русско-французского союза в 1893 году. За этот период Россия приняла участие в четырех всемирных выставках, состоявшихся в Париже в 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. На экспозиции Русского отдела Всемирных выставок можно было увидеть не только новейшие достижения промышленности и произведения искусства XIXвека, но и исторические предметы из собрания Оружейной палаты. На лекции вы узнаете об устройстве выставок и о том, как на них была представлена Россия: об архитектуре и экспозиции павильонов; о самых «заметных» участниках выставки, среди которых были и ученые, и художники, и предприниматели; и конечно о полученных наградах и медалях.
Приобрести билет на лекцию на нашем сайте. Приобрести билет на лекцию по «Пушкинской карте» на нашем сайте. Е. А. Титова |
28 Ноябрь 2021 | Россия и Франция. Десять веков вместе (занятие на выставке)
На выставке вы увидите множество уникальных предметов, рассказывающих о многовековой истории культурных и дипломатических отношений. Д. К. Валявин |