16 Март 2025 | «Новый мир» петровского времени (лекция)
Лекция посвящена культурным новшествам, пришедшим в Россию в начале XVIII века. В эпоху Петра I дворянство начинает носить европейский костюм, формируются новые нормы светского поведения, появляются маскарады и ассамблеи — «вольные собрания», в которых принимали участие жены и дочери знатных вельмож, а их программа включала непринужденные беседы гостей и танцы. По инициативе российского государя-реформатора строится новая столица — Санкт-Петербург, где работают французские архитекторы и итальянские скульпторы, интерьеры в домах богатых людей и в царском дворце украшают венецианскими зеркалами, французскими шпалерами, мраморной скульптурой и живописными полотнами европейских художников. В Россию приходит стиль барокко — пышный, причудливый, великолепный в этом стиле начинают работать отечественные мастера: зодчие, эмальеры, златокузнецы. Медведева К.Т. |
23 Март 2025 | Петербург – новая столица России (лекция)
Санкт-Петербург — это город-остров, город-крепость, город-верфь, город-порт, город-сад. Современники называли его «парадизом» (то есть «раем»), «северной Венецией», «окном в Европу». Город, возникший на болоте по воле императора Петра I, стал новой столицей России. На лекции ребята познакомятся с историей застройки Санкт-Петербурга от первых бастионных укреплений на Неве эпохи Петра I до дворцов, возведенных по приказу Екатерины II; узнают, как Доменико Трезини разрабатывал генеральный план города, на какие европейские образцы он опирался, планируя четкую сетку улиц и типовые проекты домов. Ведь Петербург — это первый город в нашей стране, построенный по плану. Титова Е.А. |
30 Март 2025 | Пышность барокко и строгость классицизма. Архитектура России XVIII века (лекция)
Именно во время классицизма и ампира на территории России были созданы жемчужины русской архитектуры. Античная тематика, идеи рационализма попали на благоприятную почву – в это времени страна активно развивалась, шло постоянное строительство, которое требовало более вдумчивого подхода к оформлению зданий, строгости отделки, простоты форм.
Это время больших побед русского оружия, подъема национального самосознания, которое требовало отражения в монументальных сооружениях. Так в Санкт-Петербурге, Москве, пригородах и провинции появляются прекрасные архитектурные ансамбли. Над ними работали великие мастера своего дела – В. И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, В. Бренна, Ч. Камерон и К. Росси. На лекции мы поговорим о таких известных их работах, как Большой Гатчинский дворец, ансамбль Павловского дворца, проекте Арки Главного штаба и идеях переоформления территории Московского Кремля. Е.Э. Медведева, кандидат исторических наук |
6 Апрель 2025 | «Но красоту ее Боровиковский спас…». Парадный портрет от барокко до классицизма (лекция)
Портрет бывает разный — камерный и костюмированный, миниатюрный и семейный, но самый торжественный – парадный. Особую популярность в России он получил в XVIII столетии, в эпоху абсолютизма. Задачей художника было не столько в точности передать черты того, кого он пишет, сколько способствовать возвеличиванию героя. Существовал особый художественный язык, понятный современникам, который костюмом, различными вещами, цветовой гаммой, позой героя, рассказывал зрителю его историю. Государи аллегорическим языком стремились представить себя на этих портретах зрителю как великих воинов, справедливых правителей, творцов законов.
На лекции мы вместе с вами попробуем разгадать то, что художники-портретисты «зашифровали» в парадных портретах монархов Елизаветы Петровны, Екатерины II и Павла I. В Российской империи над созданием парадных портретов работали как иностранные мастера — Ж.-М Натье, Л. Каравакк, Г. Неллер, так и русские живописцы — И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий.
Миронова А.В. |
13 Апрель 2025 | Корона, веер, табакерка – декоративно-прикладное искусство России (занятие в Оружейной палате)
Эпоха абсолютизма предъявляла высокие требования к костюму и предметам быта, поэтому мастера использовали сложнейшие техники, ценнейшие драгоценные камни, яркие эмали, получая, как результат непревзойденные шедевры. В зависимости от пожеланий заказчика, ювелиры могли выполнить — табакерку, жалованную панагию, блюдо, кубок, сервиз или оклад Евангелия. Мы проследим развитие стилей - барокко, рококо и классицизм в формах, сюжетах и орнаментах ювелирных изделий, познакомимся с творчеством мастеров Андрея Овсова, Петра Афинагенова, Франсуа Сегена и Германа Унгера. Миронова А.В. |