19 Сентябрь 2020 | Иван Грозный – первый русский царь (лекция)
Эпоха царствования Ивана Грозного всегда вызывала живейший интерес у исследователей и любителей русской истории. В правление Ивана IV Грозного завершился процесс формирования единого централизованного государства, происходивший в течение трех веков. Его кульминацией стало венчание на царство великого князя в 1547 г. Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике Византийской империи. Искусство эпохи Ивана Грозного утверждало святость царского рода, идею богоизбранности русского народа и Русского государства. О внутренней и внешней политике, роли личности в истории пойдет речь на лекции. Ракитина М. Г., кандидат исторических наук |
26 Сентябрь 2020 | Шапка Мономаха, трон и бармы: как венчали на царство русских царей (занятие в Оружейной палате)
Сколько царских венцов было у русских государей? Что такое скипетр и держава? Брал ли царь с собой трон во время военных походов? Чем тронное кресло отличается от трона? На все эти вопросы вы узнаете ответы во время занятия в Оружейной палате. Ракитина М. Г., кандидат исторических наук |
3 Октябрь 2020 | Царь Борис Годунов и Лжедмитрий I: Россия в Смутное время (лекция)
Пресечение в 1598 г. династии Рюриковичей, которая правила на Руси на протяжении многих столетий, привело к беспрецедентному событию – избранию нового государя Земским собором. Им стал Борис Годунов. Современники были суровы к нему: его обвиняли в стремлении захватить власть еще при жизни царя Федора, некоторые считала его виновным и в гибели царевича Дмитрия, и в голоде, охватившем всё государство в начале XVII века.
Но вступив на престол, Борис Годунов проявил себя как талантливый руководитель. Он строил новые города, приглашал на службу иностранцев, отправлял детей дворян для обучения за границу. Вот лишь небольшая часть его активной деятельности. Однако правление Бориса было долгим и благополучным. В Польше появился самозванец, выдававший себя за спасшегося царевича Дмитрия. Стремительный взлет к власти закончился для Бориса печально – его скоропостижной смертью, гибелью его семьи и началом трагических событий Смутного времени.
На лекции вы услышите о главных участниках Смутного времени: Лжедмитрии I и его супруге Марине Мнишек - единственной женщине в допетровской истории России венчаной на царство, о царе Василии Шуйском, руководителях народного ополчения князе М. Пожарском, К. Минине и окончании Смутного времени. Ракитина М. Г., кандидат исторических наук |
10 Октябрь 2020 | Первые Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович (лекция)
После победы народного ополчения, сумевшего освободить Москву от поляков, Земский собор выбирал нового царя. Судьба первых избранных на престол государей была печальной – ни Борис Годунов, ни Василий Шуйский не сумели дать начало новой династии. Решение Земского собора было неожиданным: ни один из активных участников событий Смутного времени не сумел обеспечить себе поддержку. Новую эпоху было решено начинать с чистого листа – на престол был избран 16-летний Михаил Федорович из рода Романовых. Юноша не обладал особыми талантами, зато, в отличие от опытных бояр, не был замешан в трагических событиях Смуты. И он не только удержался на престоле, но дал возможность разоренной стране преодолеть последствия Смуты. В течение его 32-летнего правления Россия восстановила связи со всеми соседями и вышла на новые рубежи: в 1644 г. русские достигли Тихого океана. В стране появились полки иноземного строя, вооруженные по европейскому образцу, в Немецкой слободе трудились многочисленные иностранные мастера. Юному Михаилу было суждено стать основателем династии, которая правила в России более 300 лет. Ракитина М. Г., кандидат исторических наук |
17 Октябрь 2020 | «Пришли к царю послы иноземные». Посольский прием при дворе русских царей (лекция)
На лекции ребята узнают, каким был старинный посольский обряд в русском государстве: как иноземцы пересекали границу и ехали в Москву, где проживали иностранные дипломаты, и как проходила торжественная аудиенция в царском дворце; что такое Посольский приказ и кто руководил им. Лектор расскажет об интереснейшей традиции средневековой дипломатии – преподнесении драгоценных подарков государю от монарха другой страны – символах дружбы и взаимного интереса двух держав. Ракитина М. Г., кандидат исторических наук |
24 Октябрь 2020 | Как жили царские дети в Кремле (лекция)
С рождения царские дети в Кремле были окружены заботой и роскошью. С юного возраста царевичи и царевны получали отдельные покои и целый штат слуг – мамушек, нянюшек, которые следили за пищей, одеждой, порядком, играми и развлечениями царских детей. При этом жизнь царских детей на Руси не была легкой и праздной. С детства царские сыновья готовились к самой важной и сложной профессии – управлению государством. Уже с 5 лет начиналось их обучение грамоте. На лекции вы узнаете о том, какие предметы учили царские дети, отличалось ли их обучение от детей бояр и простых людей, кто становился учителем царевичей, по каким книгам и учебникам они получали знания. Вы услышите о детских играх и забавах, увидите игрушки царских детей, буквари, ноты, по которым они учились петь, письменные приборы и детские латы – все то, что составляло повседневную жизнь маленьких обитателей Кремля Ракитина М. Г., кандидат исторических наук |