Икона «Богоматерь Донская» в окладе
Икона написана Истомой Савиным на рубеже XVI – XVII веков, оклад выполнен в Москве в первой половине XVII века. Икона из собрания Оружейной палаты является списком (копией) с одной из самых почитаемых московских святынь иконы «Богоматерь Донская». Прославление иконы связано с победой великого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 г. Первоначально икона находилась с Успенском соборе Коломны. В 1552 г. царь Иван Грозный взял ее с собой в поход на Казань. После победы икона была помещена в Благовещенский собор Московского Кремля. Икону почитали как заступницу от иноземных врагов. Чудотворный образ Донской Богоматери сыграл особую роль во время обороны Москвы в 1591 г. от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Возглавил оборону и успешно ее осуществил будущий царь Борис Годунов. С этого времени почитание Донской Божьей Матери заметно возросло. Подтверждением этого является создание списка с иконы «Богоматерь Донская».
Икона выполнена по заказу Андрея Семеновича Строганова, представителя известной в России семьи купцов и солепромышленников. Написал икону государев иконописец Истома Савин. Лик Богоматери с тонкими и изящными правильными чертами строгий и выразительный; в образе отсутствуют декоративные элементы, все это типично для икон, созданных Савиным.
Отдельного внимания заслуживает оклад – накладное украшение на икону, оно оставляет открытым лишь несколько значимых элементов: лик, руки. Оклад иконы «Богоматерь Донская» выполнен, вероятно, в придворных мастерских Кремля. Там трудились талантливейшие русские и европейские мастера, владевшие разнообразными ювелирными техниками. Оклад украшен чеканным узором из густо переплетающихся трав с трилистником. На короне и венце размещены драгоценные камни. Особо богато отделаны ожерелье и убрус (головной убор) Богоматери. Они сплошь унизаны жемчугом и драгоценными камнями.



