Оружейная палата
Европейское и восточное парадное вооружение XV-XIX вв.
Собрание вооружения Музеев Московского Кремля относится к числу наиболее известных европейских «исторических арсеналов» и оценивается специалистами как лучшее в мире по своей репрезентативности. Бoльшая его часть происходит из двух крупнейших арсеналов российских монархов: Государевой Оружейной палаты московских самодержцев XVI–XVII столетий и Санкт-Петербургской Рюст-камеры – собрания оружия российских императоров, сложившегося в XVIII веке на основе деятельности придворной Обер-егермейстерской канцелярии.
В этом зале экспонируется западноевропейское и восточное вооружение, которое специально закупалось за границей или привозилось русским самодержцам послами и торговыми представителями разных стран. Уникальные образцы оружия и доспеха демонстрируют их национальные особенности и высочайшее мастерство исполнения.
Витрина 22. Европейское вооружение XV - XVI веков

В витрине экспонируются западноевропейские боевые и парадные пластинчатые доспехи.
Полный пластинчатый доспех появился в Европе в XV в. Ранее основным видом защитного вооружения была кольчуга, сплетенная из стальных колец в виде длинной рубахи с рукавами. Затем появились кольчатые штаны, наручи и капюшон, поверх которого надевался шлем. В XII–XIII вв. все тело воина было полностью закрыто кольчатым панцирем, который казался почти неуязвимым. Непрерывное совершенствование оружия вызывало развитие и защитного вооружения – доспеха. Уже с XIII в., для того чтобы надежнее защитить воина в бою, к кольчужному доспеху в наиболее уязвимые места стали прикреплять отдельные стальные пластины. В середине XV в. появился доспех из пластин, которые выковали по фигуре человека, тщательно подгоняли одна к другой и соединяли между собой подвижными заклепками и ремнями. Жесткие пластины обеспечивали надежную защиту от копья или меча.
Огнестрельное оружие, экспонируемое в витрине, позволяет проследить основные этапы развития европейской стрелковой техники. Один из самых интересных и значительных периодов в истории ручного огнестрельного оружия – это XV – первая половина XVII в. Он знаменовался бурным развитием стрелковой техники от примитивных и грубых по исполнению образцов, которые отличались от пушек лишь меньшими размерами и весом, до изобретения оружия с кремнево-ударным замком.
Большая часть музейных экспонатов датируется концом XVI – первыми десятилетиями XVII в. и представлена образцами парадного оружия, снабженного разными системами воспламенения заряда: фитильными, колесными и кремнево-ударными замками. Эти прекрасные образцы огнестрельного оружия были изготовлены в известных оружейных центрах Европы: Нюрнберге, Аугсбурге, Амстердаме, Лондоне и других.
Витрина 23. Доспех XVI века на всадника и коня

Жизнь рыцаря во время боя или конного турнирного поединка во многом зависела от выносливости и степени защищенности его коня. Поэтому не случайно почти одновременно с воинским доспехом появился и доспех конный. Иногда оба доспеха заказывали у одного мастера, который украшал их единым орнаментом и сюжетными композициями.
Парадный доспех для всадника и коня выполнил знаменитый нюрнбергский мастер Кунц Ло́хнер. Его работами гордятся музеи Стокгольма, Дрездена, Мадрида, Парижа, Берлина… Возможно, именно этот доспех был прислан в 1584 году в дар царю Федору Ивановичу от польского короля Сте́фана Бато́рия. Доспех украшен выпуклыми медальонами с чеканными изображениями мифологических фигур и по́лосами некогда золочёного орнамента, где чередуются изображения воинских трофеев и музыкальных инструментов.
Рядом с доспехом для всадника и коня представлен еще один посольский дар царю Федору Ивановичу – парадный шлем, который был привезен в Москву в 1591 году от короля Польши Сигизмунда III.
Витрина 24. Европейское вооружение XV - XIX веков

Оружие второй половины XVII – начала XIX века представлено образцами, выполненными в крупных оружейных центрах Германии, Голландии, Англии, Франции, Италии и других стран Западной Европы. На протяжении всей истории огнестрельного оружия талантливые оружейники постоянно стремились улучшить его баллистические качества и увеличить скорострельность. Об этом свидетельствуют нарезные многоствольные, многозарядные револьверные ружья и пистолеты. Основными заказчиками охотничьего оружия были привилегированные слои общества. В его изготовлении вместе с мастерами-оружейниками принимали участие художники, граверы и ювелиры, поэтому отделка оружия соответствовала стилю, характерному и для других видов декоративно-прикладного искусства определенной эпохи и страны.
Начиная со второй половины XVII века, ведущая роль в техническом развитии и художественном оформлении европейского огнестрельного оружия принадлежала французским мастерам. В конце XVIII века изготовление парадного оружия сосредоточилось в специальной мас¬терской Версаля, которой руководил художник-оружейник Николя Ноэль Бутэ. В витрине представлен гарнитур оружия этого мастера. Он состоит из шпаги, ружья и пары пистолетов со всеми принадлежностями, необходимыми для использования и чистки оружия.
В XIX в. Франция уступает свое первенство в оружейном деле Англии и Бельгии. Охотничьи ружья, двуствольные и карманные пистолеты, изготовленные оружейниками Льежа и Лондона в конце XVIII – начале XIX века, завершают экспозицию европейского огнестрельного оружия.
Витрина 25. Турецкое вооружение XVI-XVII веков

Искусство турецких оружейников представлено яркими и редкими по красоте произведениями.
Большая часть предметов турецкого вооружения относится к XVI–XVII вв. – периоду могущества Османской империи и расцвета ремесел. К интересным образцам огнестрельного оружия XVII–XVIII вв. принадлежат экспонируемые в витрине ружья.
Для украшения парадного оружия применялись резьба, чернь, инкрустация, использовались драгоценные и поделочные камни. В художественной отделке оружия отразились орнаментальные мотивы, типичные для искусства Турции того времени, – стилизованные растительные композиции с изображениями гвоздик и тюльпанов, тонких стеблей с завитками, мелких цветов.
Излюбленным приемом турецких мастеров была инкрустация золотом и драгоценными камнями изделий из камня – нефрита, агата, яшмы и горного хрусталя. Этот прием многократно и разнообразно повторен на парадных булавах, шестоперах и щитах.
Витрина 26. Иранское вооружение XVI-XVII веков

В витрине экспонируется парадное вооружение, изготовленное искусными иранскими оружейниками.
Большая часть экспонатов датируется XVI–XVII веков и является памятниками дипломатических и торговых связей России и Ирана. Среди богатых даров, которые привозили послы и купцы, непременно было и драгоценное оружие.
Парадное иранское вооружение отличается разнообразием типов, превосходными боевыми качествами, совершенством форм и великолепием отделки.
Для оформления изделий характерны изысканные цветовые сочетания драгоценных камней и жемчуга с золотом. Орнаментальные композиции, состоящие из сложного переплетения растительных узоров, арабесков или вьющихся побегов, органично связаны с формой предмета, будь то конический шлем, узкая полоса сабли или круглый щит.
В этой же витрине представлены сабли, шпаги и кортики среднеазиатской и индийской работы, оправленные в золото и украшенные драгоценными камнями.