Успенский собор
В художественном убранстве соборов важную роль играли светильники, символизировавшие, с одной стороны, божественный свет, и, вместе с тем, – молитву, обращенную к Господу. Поэтому обычно христианские храмы наполнялись многочисленными светильниками: Множество светильников было и в Успенском соборе.
В 1644 году собор украсили одиннадцать бронзовых золоченых многоярусных паникадил со свечниками-отрогами барочной формы и большими резными «яблоками» в основании. Пять паникадил, с крестами в навершиях, были выполнены на средства патриарха, остальные шесть, с двуглавыми орлами, оплатили из царской казны.
Лишь эти бронзовые паникадила сохранились от былого пышного убранства и многоцветного сияния различных светильников Успенского собора. Во время нашествия Наполеона в 1812 году собор лишился своего драгоценного убранства: серебряная и золотая утварь, которую не успели вывезти из Кремля, оклады икон, драгоценные раки митрополитов были безжалостно разорены и разграблены интервентами. В это время уничтожили и большое шестиярусное серебряное паникадило, вложенное в Успенский собор в 1666 году боярином Морозовым. Оно находилось в центре собора против царских врат. Из серебра, награбленного французами в Москве и отбитого казаками у отступающего неприятеля, в память освобождения Москвы в 1817 году было отлито новое серебряное паникадило весом 328 килограммов. Его изготовил мастер А. Гедлунг по рисункам К. Росси. Отроги свечников паникадила украшают цветы лилии, гирлянды виноградных лоз, а венчает его сноп пшеницы – символы причастного вина и хлеба.
В 1914 году ювелирной фирмой И.П. Хлебникова были изготовлены два больших парных бронзовых подсвечника, помещающихся у солеи, против царских врат. Образцом для них послужила серебряная с чернью «лампада» патриарха Филарета 1622 года, хранившаяся в Патриаршей ризнице, но увеличенная почти втрое. Подсвечники украшены крупным травным узором и бусинами, характерными для декорации изделий из серебра XVII века. Они прекрасно вписались в ансамбль соборного убранства, возобновленного при реставрации храма в конце XIX – начале XX века.
Серебряные чеканные кандила XVII–XVIII веков, висящие ныне перед местными иконами главного иконостаса, были привезены в 1923 году из Соловецкого монастыря, на некоторых из них сохранились вкладные надписи.