Время новостей
17.11.2009Ольга ЭДЕЛЬМАН
N°211, 17 ноября 2009
В Музеях Кремля проходит выставка «Генеральная баталия. К 300-летию Полтавской битвы»
Выставка в Музеях Кремля, посвященная юбилею Полтавской битвы, завершает и венчает череду московских выставок на эту тему. Если экспозиция, открывшаяся весной этого года в зале Федеральных архивов, предлагала фундаментальный обзор истории всей войны, то кремлевская выставка выстраивает впечатляющий диалог первоклассных музейных реликвий. В таком наборе эти вещи можно увидеть только здесь, поскольку хранятся они в 17 музеях разных стран.
Колет, штаны, мундир, краги, портупеи, шляпа Петра Великого -- часть этих вещей была на нем в день Полтавской битвы. Седло, в котором он тогда сидел. Рядом портреты и картины, изображающие его во время баталии. Впечатление почти личного знакомства с Петром -- вот он, совсем рядом, свидетельства его присутствия были бы совсем осязаемы, если бы не витринное стекло. Завершающий штрих -- письма Петра о полтавской победе, те, что союзникам, надиктованы писарем и царя там только подпись, но любимой жене Екатерине Петр начертал собственноручно. А немыслимые летящие каракули Петра Великого надо видеть, они удивительно точно характеризуют этого человека. Прочесть их во всем мире способны один-два палеографа, много лет специализировавшихся именно на чтении почерка Петра.
В том же зале, разделенном витринами крест-накрест, представлены еще три главных для полтавской истории монарха -- шведский король Карл XII и союзники Петра датский король Фредерик IV и польский Август II Саксонский по прозвищу Сильный. Дипломатические дары: шведские подарки Петру, сделанные в ту пору, когда воевать еще не собирались (пышный серебряный рукомойный набор, украшенный торжественно стоящим на задних лапах геральдическим львом); преподнесенный Петром Августу огромный неграненый сапфир. А еще подарок датского короля Петру, сделанный уже после полтавской победы, -- этот предмет заслуживает внимания сам по себе, это представитель ныне прочно забытой породы сосудов-холодильников, когда внутрь нарядного сосуда помещался специальный резервуар для льда с отдельной пробкой. Петр I и Август II при встрече в знак дружбы обменялись шпагами -- вот они, обе эти шпаги. Хранятся одна в Москве, другая в Дрездене, на выставке сведены рядом.
Не менее обстоятельно, чем Петр, представлен противник -- Карл XII. Его вещей тоже много. Мундир, не полтавский, а тот самый, в котором король был позднее убит. Загадочный прижизненный портрет, где шея короля оттенена мазками красной краски -- будто предвидение смерти от пули в голову. Его седло, личное оружие.
Количество и история сохранившихся реликвий Полтавской битвы впечатляет. На многих из них остались следы сражений. В это седло Петра попала пуля. Великолепный, шитый золотом и серебром, колет Августа II Сильного был в королевской карете, захваченной шведами в битве при Клишове в 1702 году. Саксонцы отбили часть трофеев, но оказалось, что шведские солдаты уже начали дележ добычи и успели отрезать от колета одну фалду, -- они собирались весь его порезать на куски, чтобы досталось всем. Вот он, этот колет, так и остался без фалды. Мгновения истории, запечатленные в веществе, словно муха в янтаре.
Реликвий так много потому, что их тщательно хранили. Полтавская победа и память почитались с самого начала. Петр праздновал годовщины в той самой шляпе. Его вещи, вещи его генералов, шведские трофеи сразу же были отданы на хранение в Оружейную палату. Август II отдал военные реликвии (включая колет без фалды), как и царские подарки, в свою Оружейную палату в Дрездене. Шведы, датчане поступали так же. Полтава сразу и всеми была оценена как исторический рубеж. И на этом посетителю предлагается перейти в другой зал.
Музеи Кремля располагают двумя залами для выставок -- Одностолпной палатой и звонницей Ивана Великого. Полтавская выставка весьма удачно обыгрывает это обстоятельство. В Одностолпной палате -- упомянутые реликвии войны, стенды с оружием и знаменами, картины сражения, портреты генералов (русские, кстати, выглядят пышнее и параднее, с орденами, лентами, в нарядных мундирах; шведы -- лаконизм военного мундира без украшений, латы, строгие лица). Переходя в звонницу, посетитель как бы переносится с поля битвы под Полтавой в Москву, где с триумфом встречали победителей.
Москва доживала свой век действующей столицы. Этот триумф она еще успела отпраздновать. Восемь триумфальных ворот по всему городу, фейерверки, торжественное шествие войск с пленными и трофеями. Оформление зала лаконично и удачно поддерживает тему торжества: цветочная гирлянда под потолком между колоннами, колонны фланкируют великолепные бронзовые бюсты Петра и Меншикова. Главный экспонат -- модель Триумфального столпа, покрытого барельефами, со статуей Петра, который собирались, да так и не поставили в Петербурге в 1720-е. Витрина с трофеями, гравюры, изображающие шествие через Москву, триумфальные арки -- в том числе одна была воздвигнута преподавателями Славяно-греко-российской академии, единственными на тот момент в России представителями интеллектуалов. Славили царя каждый на свой лад и кто как мог. Ремесла, отмечают авторы выставки, получили новый импульс к развитию -- например, в России начали изготовлять гобелены. Да и живопись за петровское царствование заметно окрепла, тем более что рядом такие же батальные сцены и портреты писали западные мастеровитые конкуренты. Но в хоре полтавских славословий и трогательная, несколько лубочная композиция с портретом Петра, двуглавым орлом, коронами, коленопреклоненными шведами и львом в заискивающей позе домашней собачки, все обрамлено славянскими надписями, но композиция сделана в редкой и сложной технике живописи на стекле. И парадные кубки (как часто в петровское время бывало, угрожающего размера), и стаканы. И изящнейшие произведения токарной мастерской самого Петра I, представляющие императора в латах на коне, с трубящим ангелом, держащим над ним венок, и поверженным львом под копытами; правда, лев и здесь больше похож на комнатную собачку, опрокинувшуюся с жеманно поджатыми лапками, -- поди, с нее и ваяли, кто его видал, льва этого.
Выставка тактично и в меру эффектно оформлена, снабжена обстоятельными, внятными этикетками, полезными и интересными экспликациями каждого предмета. На мой вкус, выбрана удачная тактика: экспликации касаются в первую очередь вещей и лишь отчасти -- истории Северной войны и Полтавской битвы. Историческая информация восполняется видеофильмом, который можно посмотреть в зале звонницы. Отдельных похвал заслуживает каталог выставки, хорош и выпущенный к ней вариант каталога на компакт-диске. Но особенно важно то, что тщательность музейной работы, спокойная элегантность подачи, сдержанность выверенных, академичных экспликаций, а главное, "голоса" самих экспонатов позволяют смотреть на историю именно как на историю, остужают запоздалые страсти, не оставляют места пустым спорам задним числом. Исторические события есть исторические события, прошлое запечатлено в предметах.
Ольга ЭДЕЛЬМАН