Ведомости
07.04.2011Ольга Кабанова
№ 61 (2827)
Музеи Кремля открыли выставку «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела». Пасхальные яйца на ней — знаменитые, но не самые интересные экспонаты
Шесть императорских пасхальных яиц, музейных сокровищ, красуются в центре выставочного зала Успенской звонницы как самые знаменитые создания ювелирной фирмы Карла Фаберже. Гелиотропное «Памяти Азова» с золотой моделью крейсера внутри, яйцо-часы с букетиком мелких халцедоновых лилий с бриллиантовыми тычинками на золотых стебельках, прозрачные хрустальные яйца с моделями яхты «Штандарт» и памятника Александру III, где граненые алмазы рассыпаны скромно, потому что главное в яйцах не камни и металлы, а затейливый сюжет и искуснейшая работа. Начатое в 17-м году и по понятным трагическим обстоятельствам не законченное яйцо «Созвездие цесаревича», несколько лет назад случайно обнаруженное в Минералогическом музее имени Ферсмана.
Эти яйца, конечно, уже больше, чем искусные ювелирные изделия, неожиданно для ученых-искусствоведов и тонких знатоков искусства они стали синонимом царской роскоши, русского стиля и вкуса, склонного к причудам, излишествам и роскоши. Нашей гордостью.
Фирма имела высочайший успех не только в России, в 1906 году ее филиал был открыт в Лондоне, и король Эдуард VII заказал Фаберже большую анималистическую коллекцию, содержащую мелкие изваяния принадлежащих английскому монарху собак, лошадей, коров, быков, овечек и свинок.
Драгоценный зоопарк: халцедоновые жабы, агатовые гиппопотамы, нефритовые лягушки, хрустальные зайчики, сердоликовые рыбки и аметистовые тюлени — почти все с красными рубиновыми глазками — имели большой успех не только у венценосных заказчиков. Фирма Cartier, видя, как нравятся анималистические затеи заказчикам, начала закупать их у русских мастеров или изготавливать похожие. Витрина, где французские и русские вещички стоят рядом, — один из приятных эпизодов выставки.
Что до стиля, то Фаберже нового не изобретал, за модой не гнался, заимствуя уже проверенное на заказчике. Работал в неоклассическом и псевдоренессансном стилях, повторял формы времен Людовика XVI, без фанатизма осваивал модный модерн.
Зато очень внимательно и строго Фаберже отбирал драгоценные и поделочные камни для своих изделий, обещая любые деньги за «радонит без желтизны» или «глыбу чистого алого прозрачного орлеца». Мастера Фаберже в лучших вещах умели показать природную красоту камня. Табакерки, чаши, письменные приборы, мундштуки, ручки для зонтов и тростей из полудрагоценных и поделочных камней — основное содержание кремлевской выставки, собранной силами нескольких музеев (в том числе минералогических) страны и частных коллекционеров.
Конкуренцию Фаберже составлял в жизни и составляет своими вещами на выставке Алексей Денисов-Уральский, человек бесстрашной фантазии. Из пермского музея на выставку привезли его грандиозную серию «Воюющие державы» с аллегорическими фигурами всех стран — участниц Первой мировой войны. Бельгия в виде раухтопазового льва, Великобритания — обсидиановый морской лев на хрустальной льдине, ежик-Сербия с сапфировыми глазками — с союзниками все хорошо.
Аллегория Германии — редкий случай политической карикатуры из уральских самоцветов. Кайзер Вильгельм восседает на родонитовой свинье, лежащей на мраморной подушке, покоящейся на мраморном постаменте с черепами, костями и кровавыми яшмовыми следами. Сильнее этой вещи разве что красная мраморная колбаса, созданная уже советскими мастерами. Она выполнена безыскусно, но с очень большим чувством.
Читайте далее