Известия
27.05.2010Дмитрий Смолев
В Музеях Кремля открылась выставка "Сокровища османских султанов", где представлено больше сотни раритетов из знаменитого стамбульского дворца Топкапы.
Почти четыре столетия дворец Топкапы был резиденцией властителей Оттоманской империи. Даже после того как двор в XIX веке "прописался" по новому адресу, во дворце Долмабахче, султанская сокровищница оставалась на прежнем месте. Здесь она размещается и поныне - в рамках государственного музея, устроенного по велению президента Ататюрка.
Понятно, что многолетняя выставочная программа "Королевские и императорские сокровищницы в Кремле" никак не могла обойти вниманием тамошние фонды. Турецкие музейщики выдали почти все, что просили коллеги из России, включая парадные одеяния и личное оружие многих известных падишахов. Среди хитов - сабля Мехмеда II, завоевавшего Константинополь в 1453 году, и ятаган Сулеймана Великолепного, при чьем правлении империя достигла наивысшего расцвета. Поражают изысканностью орнаментов и причудливостью покроя церемониальные кафтаны, в которых правители Блистательной Порты являлись перед своими подданными или перед иностранными дипломатами. Собственно говоря, большинство экспонатов выставки так или иначе связаны с дворцовыми ритуалами, поскольку султанская жизнь была весьма регламентирована и персональных вольностей не предполагала. Если, допустим, падишаха замучила жажда в ходе какой-нибудь протокольной встречи, утолять ее полагалось только определенным образом - из ритуального сосуда, именовавшегося "матара". Случайные детали в одежде или этикете попросту исключались.
Регламентированность бытия компенсировалась роскошью. На султанский двор работали лучшие ремесленники Стамбула и других городов в разных частях империи. А то, в чем османские мастера были не сильны, заказывалось или покупалось у соседей. В экспозиции можно встретить многочисленные персидские миниатюры, на которых нередки портретные изображения турецких султанов. Особенно же ценился у обитателей Топкапы китайский фарфор - его коллекция здесь огромна. Иногда вазы и кувшины из Поднебесной дорабатывались стамбульскими умельцами (скажем, сосуд для омовений мог быть трансформирован в курильницу). Образчики подобной гибридизации вызывают неизменную улыбку, но одновременно заставляют и удивляться искусству турецких ремесленников.
Львиная доля здешних экспонатов относится к XV-XVII столетиям, то есть к тому периоду, когда Османская империя находилась на вершине славы и могущества. А те раритеты, что датируются более поздними временами, все равно отсылают к прошлому. В этой связи необходимо упомянуть портрет красавицы Роксоланы, который был написан неизвестным художником через много лет после ее смерти, уже в XIX веке. Однако образцом для него послужил утраченный ныне портрет кисти Тициана, которому специально заказали изображение любимой супруги Сулеймана Великолепного. Так что черты лица бывшей полонянки из Галиции - вовсе не фантазия автора.