"Известия"

25.02.2009
Дмитрий Смолев


№ 13, 25.02.2009 г.

Музеи Московского Кремля показывают гастрольную выставку "Сокровищница мира. Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов", где что ни безделушка, то шедевр.

Знаменитая ария Индийского гостя, где "отрекламированы" несметные сокровища далекого полуострова, должна была, по замыслу композитора, отсылать к довольно древним временам, в коих и происходит действие оперы "Садко". Однако в действительности эта тема характерна именно для XIX столетия. Прежде о богатствах империи Великих Моголов долетали только смутные слухи, и лишь когда британцы окончательно подчинили себе бывшие императорские владения (рубежом тут можно считать 1857 год - момент низложения правящей династии), тогда-то мифы все чаще стали материализовываться. Сокровища махараджей хлынули в Европу и вскоре рассеялись по музеям и частным собраниям. Казалось, запасы драгоценностей были неимоверными и неиссякаемыми, но западная цивилизация проглотила эту "порцию" едва ли не за один присест. В самой Индии остались крохи.

Потому не стоит удивляться, что нынешняя выставка прибыла в Москву совсем из других мест. На сегодня самой масштабной и значительной коллекцией "на заданную тему" обладает, как ни странно, Кувейт. Глава этой страны, шейх Нассер Сабах аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабах, давно слывет большим поклонником исламского искусства. Поскольку при Великих Моголах именно ислам был главной религией, шейх целенаправленно коллекционировал произведения той эпохи - и достиг впечатляющих успехов. Они могли бы выглядеть еще более внушительными, если бы не иракская агрессия против Кувейта в 1990 году. Тогда музей подвергся серьезному разорению, некоторые пропавшие раритеты не найдены до сих пор. Но и то, что сохранилось, даст хорошую фору любому другому собранию на планете.

В Кремле сейчас демонстрируются около 250 предметов, каждый из которых не только драгоценен по использованным материалам, но и важен исторически. Хотя эра Великих Моголов отстоит не так уж далеко от наших дней (ее расцвет пришелся на XVI-XVII столетия), однако закончилась она драматически, большой кровью и гигантскими материальными утратами, так что былой "культурный слой" выглядит сегодня предельной экзотикой. Традиция показной роскоши и пресловутой восточной неги вплывает в современную реальность прямиком из сказки. Разве могут существовать нефритовые плевательницы или мухобойки, инкрустированные алмазами и рубинами? Это словно что-то из разряда анекдотов про золотой унитаз. Но нет, все по-настоящему. Императоры и князья той эпохи не привыкли себя ограничивать буквально ни в чем. Любой каприз мог обернуться заказом придворным ювелирам - а эти люди знали толк во всех аспектах роскоши.

Например, они владели уникальной ювелирной технологией под названием "кундан". Сверхочищенное золото становилось липким уже при комнатной температуре, так что индийские мастера имели невероятные возможности для инкрустаций. Европейцам до них было далеко. А еще тамошние резчики умели гравировать надписи на драгоценных камнях - в экспозиции есть целый раздел с многокаратными изумрудами и шпинелями, на которых можно прочесть суры из Корана или пожелания правящим императорам. Вернее, можно было бы прочесть при наличии микроскопа. А так приходится верить музейщикам на слово.

Эта избыточная роскошь порой представляется неким анахронизмом, признаком канувших навсегда времен. Однако ощущение ложное. Наша цивилизация совсем не прочь перенять опыт "индийских товарищей". Скажем, широко распространенный в ХХ веке ювелирный стиль "тутти-фрутти" - это прямая цитата из эпохи Великих Моголов. В некоторых своих проявлениях он не уступает прототипу ни в дороговизне материалов, ни в броскости. Да и других примеров хватает, чтобы проиллюстрировать банальную истину: людям всегда хочется обладать роскошными безделушками и мелочами, которые своей вопиющей драгоценностью подчеркивали бы статус владельца. Если уж у него плевательница из нефрита, можете себе вообразить, с чего он ест и где бывает по уик-эндам... Так что образ жизни Великих Моголов и нынче достоин подражания - с поправками на современную моду и, разумеется, на кризисную ситуацию. А в целом: умели люди преподнести себя и блеснуть перед окружающими. Правда, плохо кончили. Но это лишь досадная историческая подробность.

 

СМИ о музеях

вверх