Российская газета
Сокровища Японии эпохи Мейдзи в Музеях Московского Кремля
Выставка "За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX - начала XX века из коллекции профессора Халили", открывшаяся в Успенской звоннице и Патриаршем дворце, впечатляет не только вкусом мастеров, но и путем, какой выбрала Япония в эпоху Мейдзи для выхода на мировую арену. Искусство не только создало в Европе моду на японский стиль, но и стало солидным источником дохода. С конца 1870-го до начала 1890-х продажа работ ремесленных промыслов Японии составляла около 10 процентов объема национального экспорта.
Вазы фарфоровые, лаковые шкатулки и кимоно ручной работы, бронзовые курительницы, которые можно принять за скульптурные композиции, инкрустированные панно и ширмы... Ручная работа, высочайшее техническое мастерство, утонченный вкус - глядя на эти работы, понимаешь, почему японский раздел на Всемирной выставке в Париже 1867 года произвел фурор. После того как Парижскую выставку 1867 года посетили 15 миллионов человек, в Европе начался период страстного увлечения Японией. Ширмы и курительницы, шкатулки и ксилографии покупали коллекционеры и музеи, они породили волну подражаний, повлияли на эстетику Ван Гога и на поиски Сергея Эйзенштейна...
Любопытство подогревал тот факт, что после двух веков самоизоляции Японии Европа, Британия и Америка заново открывали Страну восходящего солнца. После крестьянского восстания в XVII веке и расцвета торговли в портовых городах, благодаря которой начал расти обширный слой богатых купцов, основы феодального строя и власти самураев оказались под угрозой. И правители, сёгуны из династии Токугава, решили "закрыть" страну. Два века спустя Японии пришлось наверстывать упущенное. В 1868 году к власти пришел император Муцухито, чье правление вошло в историю как "просвещенное" - Мейдзи. Сословие самураев сошло со сцены.
Для художников перемены означали, что они потеряли заказчиков-самураев. Япония начинает активно участвовать во Всемирных выставках, демонстрировавших достижения промышленности, ремесел, культуры и продвигавших товары на новые рынки. Японские мастера представили свои работы в Европе и Америке. Их произведения стали продаваться в крупнейшие магазины Лондона, Парижа, Берлина.
Более того, мастера должны были представить в Управление императорского двора эскизы будущих изделий. Фактически это была система госзаказа, продуманная на этапах создания, продвижения и продаж. Учитывались вкусы западных покупателей, иначе говоря "японский стиль", которым восхищалась Европа, был во многом откликом на запрос европейского рынка.
Сегодня в коллекции профессора Халили около двух тысяч шедевров японского искусства. 90 работ из нее впервые приехали в Москву. Значение и масштаб этого международного музейного проекта очевидны.