Ведомости

23.06.2009
Ольга Кабанова


Выставка "Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия" - старинное искусство на фоне видеопроекций

23.06.2009, №113 (2383)

Музеи Московского Кремля приучили зрителей к роскоши - все их выставки представляют свидетельства былой славы и могущества. Но одно дело показ личной коллекции Людовика XIV, сокровищ Великих моголов или эрмитажных драгоценностей - от них и ждешь слепящей роскоши, а тут маленький немецкий Аугсбург. А из его музеев, оказывается, можно привезти произведения не менее впечатляющие амбициями авторов и заказчиков.

Основанный римлянами город к XVI в. стал богатейшим европейским центром, где выбирались правители Священной Римской империи и аугсбургские богачи снабжали их деньгами для подкупа выборщиков. За что, понятно, имели выгоды, позволяющие богатеть дальше. А где большие деньги - там и религиозный центр, и расцвет архитектуры и ремесел.

У серебряных и золотых дел мастеров города в заказчиках были все европейские монархи, массивное аугсбургское серебро до сих пор хранится в их дворцах, ставших музеями. Так что монументальные серебряные и золоченые кубки, вазы и сервизы вполне ожидаемо занимают большое место в экспозиции, где есть еще живопись, фарфор, часы и медали.

Но главное художественное сокровище выставки - фрагменты двух городских фонтанов, созданных блистательным скульптором-маньеристом Адриеном де Врисом. Великолепные рельефы с аллегорическими сюжетами (страсть аугсбургцев к сложносочиненным иносказаниям кажется маниакальной), три статуи амуров, жестоко укрощающих лебедей (аллегория победы высшей любви над чувственной), - образцы виртуозной пластики, способной украсить лучшие музеи мира. А в Аугсбурге они до недавнего времени стояли прямо на улице.

Выставка о далеком прошлом сделана подчеркнуто современно - кругом плазменные экраны с видами старинного города, создающие иллюзию присутствия достаточно сильную, чтобы, выходя из Кремля, казалось, что побывал в центре Аугсбурга, у фонтанов.

 

СМИ о музеях

вверх