Ольга Кабанова
Газета «ВЕДОМОСТИ»
Выставка о Борисе Годунове расположена в двух больших залах – Успенской звонницы и Одностолпной палаты Патриаршего дворца, – и каждый демонстрирует русскую, московитскую роскошь. Ей больше четырех веков, но она вполне понятна сегодня – все тот же жизнеутверждающий национальный стиль, отличающийся пышностью и демонстративным богатством, все то же декларативное и непоследовательное соблюдение традиций.
Мастерские Кремля в то время работали превосходно, но главные, праздничные, символические предметы были импортными, заморскими. Трон – иранский, золотая меховая шапка Мономаха – по всей вероятности, из Орды, скипетр и держава – западноевропейской работы. Если сукно, то английское, атлас и бархат – непременно итальянские, шелк – китайский. И в допетровские времена сильные мира предпочитали лучшее отечественному.
Трон, скипетр с державой, шапка Мономаха – все расшиты жемчугом и усыпаны яркими драгоценными каменьями. Оклады икон, сами иконы сильного и благородного письма, золотые мощевики, архиерейское облачение (саккос, фелонь, панагии), покрывала-воздухи легкого красками и рисунком лицевого шитья – культовые, церковные предметы, так же как и царские регалии, производят лучезарное впечатление. Они свидетельствуют о силе и надежности царской и церковной власти, о зрелости материальной культуры.
Даже все показанные на выставке документы – посольские и жалованные грамоты, например, – представляют собой каллиграфические шедевры. Щегольски выведенные славянские буквы красотой не уступают греческой вязи, которая передает просьбу иерусалимского патриарха Софрония выдать милостыни на содержание Гроба Господня. Или элегантному шрифту английского письма, в котором Елизавета I поздравляет Годунова с восшествием на престол.
Так же красиво переписано следственное дело об убийстве царевича Дмитрия. Историки не склонны считать его сфабрикованным, наоборот, верят, что смерть малолетнего наследника престола действительно была трагической случайностью. Как ни подозрительно звучит уверение очевидца, что Дмитрий «набрушился сам ножей в падучей болезни».
Вещи на выставке собраны строго – имеют прямое отношение к жизни и деятельности Бориса Годунова, как уточнено в названии – «от слуги до государя всея Руси». Также подчеркивается, что он первый избранный царь. В пояснительных текстах в залах, в статьях монументального каталога и более демократичном издании к выставке перечислены очевидные его заслуги как умного, прозорливого, деятельного правителя, проводившего разумную внутреннюю и активную внешнюю политику. Об этом рассказано и в фильме, который демонстрируется в Одностолпной палате. Почему славное правление выдающегося умом царя, взошедшего на престол благодаря личным достоинствам, не принесло благоденствия стране, вскоре впавшей в опустошительную смуту, – вопрос открытый.
Естественно, что выставка о Борисе Годунове подчеркнуто просветительская. Мифы о нем как узурпаторе и коварном убийце, царе Ироде начали возникать вскоре после его смерти по вполне понятным политическим причинам. Они были увековечены гениальной пушкинской драмой, вошедшей в национальное сознание. Развенчать их трудно.