03.09.2018
ELLE
К открытию выставки "Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей" BVLGARI (открыта с 7 сентября 2018 года по 13 января 2019 года в Музеях Кремля) свои любимые истории о клиентках Дома вспоминают писатель Венсан Мейлан, куратор по наследию Лючия Боскаини и президент Дома Жан-Кристоф Бабен
Bvlgari + Кремль - один из тех союзов, который нужно было создать давно. Это так же логично и естественно, как инсталляция Элмгрина и Драгсета в техасской Марфе, или как выставка Капура в Версале. Музеи Московского Кремля - сокровищница мира, в которой хранят шедевры Фаберже, редкие драгоценности из Индии, российские украшения в стиле пышного барокко и ар-деко. В 134-летней истории Bvlgari можно без труда найти все эти культурные коды, отпечатки самых важных событий века. Именно поэтому главный "летописец" римского ювелирного Дома, автор всех книг о Bvlgari Венсан Мейлан был так воодушевлен идеей выставки конкретно в Кремле: украшения - не просто ассамбляж из драгоценных материалов, а звенья разных историй, складывающиеся в живописный нарратив.
"Я столько раз был в Москве за последние 30 лет, - начинает свой рассказ Мейлан, - и одна из вещей, о которых я не могу забыть, - это костюмы Романовых и то, как они прятали в них украшения, зашивали внутрь. Сейчас 2018 год. Прошло сто лет с трагедии в Екатеринбурге. Представляете, какой кровавый след у этих драгоценностей? За украшениями стоят легенды, анекдоты, целые любовные романы. Одни рассказывают о войне и мире, другие - о страсти и революции".
Выставка "Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей" — не просто сборник воспоминаний о призраках прошлого, это летопись разных женщин. Кто-то из них был знаменит на весь мир, кто-то скрывался от светского общества в тенистых виллах Рима. Но всех их объединяли сокровища Bvlgari — в шкатулке или сейфе.
Для куратора по наследию Дома Лючии Боскаини главный смысл этой выставки, ее стержень и центральная идея - показать, как вместе с украшениями Bvlgari менялась женщина XX и XXI века.
"В Кремле вы увидите феноменальную вещь, - делится впечатлениями Боскаини, - это тиара с аквамаринами, принадлежавшая когда-то инфанте Беатрисе Испанской. Ее создали специально к дню свадьбы в 1935 году. Где мы только эту тиару не искали! В 2014-м на открытии обновленного магазина Bvlgari появилась леди, старинная подруга Дома, принцесса Олимпия Торлония. На ней сверкало колье, которое никто из нас не видел раньше. Никола Булгари тут же оживился: "Это же наше украшение! Неужели все это время именно вы его хранили?" Да, это была одна из дочерей инфанты Беатрисы, сейчас ей 94 года, и колье она надевала на свою свадьбу сорок лет назад, танцевала в нем чарльстон и фокстрот - вечеринка была в стиле 1920-х. Пару лет назад к ней обратился Венсан с вопросом про утерянную аквамариновую тиару - и ее вновь нашли в палаццо Торлония. У принцессы Олимпии нет дочерей - и все украшения она отдала нам, их вы и увидите в Кремле".
Венсана Мейлана женские истории Bvlgari завораживают не меньше: "Чьи отношения с ювелирными украшениями я готов расследовать вечно, так это Барбары Хаттон. У нее была самая обширная коллекция Bvlgari за всю нашу историю. Она даже купила у нас печально известный египетский бриллиант "Паша" и переогранила его в кольцо. Как тут не верить в проклятие драгоценностей! За этим камнем тянется кровавый след с незапамятных времен. "Бедная богатая малышка" - так называли Хаттон. У нее не было родных и близких, все, что ее окружало, - украшения, камни, золото... И история здесь словно в трагичном русском романе: Барбара умерла не в окружении семьи, а в номере отеля "Беверли Уилшир" в Лос-Анджелесе. И единственным свидетелем ее смерти был тот самый бриллиант на руке. С тех пор "Пашу" никто не видел. Говорят, он где-то в Италии, но, поверьте, я бы об этом знал".
"Не стоит о грустном! — тут же оживляется Венсан, человек, владеющий искусством наслаждаться жизнью так же ловко, как и искусством слова. — Все-таки у Bvlgari — жизнерадостный итальянский темперамент. Я обожаю рассказывать одну байку. Бабушка моей хорошей знакомой подарила ей на день рождения две бриллиантовые броши со словами: только не смей носить их на туфлях. "Спасибо за идею! Именно так я и сделаю", — парировала подруга и с того момента ходила именно так, с бриллиантами на обуви!"
Говорить о женщинах Bvlgari, не упоминая великих актрис, - все равно что писать о драгоценностях, полностью игнорируя в рассказе бриллианты. Эти женщины - центр вселенной итальянского Дома. И главная звезда - это, конечно, Элизабет Тейлор. В Кремле можно будет увидеть украшения, подаренные ей Ричардом Бертоном после съемок "Клеопатры", - колье с семнадцатью колумбийскими изумрудами и сотуар с конусообразным сапфиром. Каждый раз, когда Тейлор приезжала в Рим, она заходила в бутик на виа Кондотти.
Президент Bvlgari Жан-Кристоф Бабен любит показывать гостям потайную дверь в одном из холлов: "Видите? Когда-то в эту дверь входила Элизабет Тейлор, она никогда не появлялась в бутике с главного входа - только секретными коридорами с другой улицы".
Пройдя по выставке на первых этажах колокольни Ивана Великого и Патриаршего дворца в Кремле, вы увидите историю не царской семьи, а итальянского кино и студии "Чинечитта". Кольцо Trombino и серьги Bow со сверкающими бриллиантами принадлежали Анне Маньяни - сразу вспоминаешь контраст между героиней-бунтаркой в фильме "Рим - открытый город" и обворожительной музой Теннесси Уильямса и Пьера Паоло Пазолини, которой она была в реальной жизни. Изумрудные серьги в платине - талисман другой итальянской легенды, Джины Лоллобриджиды. Золотая пудреница с зеленой эмалью и бриллиантами, всю жизнь пролежавшая в квартире Лорен Бэколл в Нью-Йорке. Серьги и брошь с небесно-голубыми сапфирами-кабошонами - в них блистала Анита Экберг в Каннах после успеха фильма "Сладкая жизнь". "Дольче Вита - это Рим, а Рим - это Bvlgari", — не раз заявляла шведско-итальянская актриса.
Венсан Мейлан чуть-чуть поправляет цитату: "Сладкая жизнь, которую показывает Феллини в 1950-х, - это воссоздание неугомонного Рима 1920-х. Дороти ди Фрассо, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих и целые легионы римских принцесс устраивали экстравагантные вечеринки в палаццо. И знаете, кто еще присутствовал на этих балах? Украшения Bvlgari, конечно".
Выставка в Кремле создавалась как раз для того, чтобы мы помнили и знали эти события, связанные не только с украшениями и драгоценностями, но и с мировой и русской историей. Здесь, в прохладных музейных залах, никто не будет забыт.
РазвернутьСвернуть