Известия
28.04.2003Ольга Кабанова
В Кремле открылась выставка пасхальных яиц Фаберже, принадлежащих императорской семье.
Выставка "Фаберже. Пасхальные подарки", устроенная Музеями Московского Кремля в Успенской звоннице, могла бы быть просто безмятежно красивой, но оказалась еще и печальной - одиннадцать драгоценных пасхальных яиц демонстрируются в обрамлении документальных фотографий семьи Николая II.
Десять пасхальных яиц от Фаберже - действительно шедевры мастерства и искусности. Знаменитый ювелир делал их специально для императорской семьи с 1885 года по 1917-й и преподносил в дар к Светлому воскресению. С каждым годом яйца становились все роскошнее и затейливее, неизменно поражая воображение сначала семейства Александра III, потом - Николая II.
Все они делались из благородных металлов, украшались драгоценными камнями, были с сюжетом и с "секретом". В яйце "Память Азова" пряталась точная миниатюрная копия крейсера "Азов", а в нефритовой с золотом "скорлупе" яйца, украшенного миниатюрными портретами четырех великих княжон и цесаревича Алексея, умещалась копия царскосельского Александровского дворца, где жила семья последнего российского императора. Яйцо, которое Фаберже готовил к пасхе 1917 года, осталось незаконченным, оно было посвящено цесаревичу и долгие годы считалось утерянным. Недавно его нашли в запасниках Минералогического музея имени Ферсмана, собрали и впервые показали на выставке.
"Фаберже. Пасхальные подарки" можно назвать выставкой ювелирно-мемориальной. Драгоценная сувенирная продукция самой известной русской ювелирной фирмы, о которой мечтают музеи, антиквары и просто богатые граждане всего мира, обрела собственную непростую историю. После революции 50 пасхальных царских сувениров были переданы на хранение в Оружейную палату Кремля. Но уже через несколько лет они оказались в Гохране, а оттуда по смешной по нынешним временам цене в 400-500 рублей (по стоимости материала) постепенно распродавались за рубеж. Сегодня многие яйца Фаберже из романовского собрания находятся в американских музеях и коллекциях. В прошлом году одно из них было продано на аукционе "Кристи" за 9,6 миллиона долларов.
Но особую, почти щемящую ноту экспозиции, где кроме царского десятка и одного вновь обретенного яйца, показана и другая изящная продукция знаменитой фирмы, придают архивные документы. Эскизы миниатюрных пасхальных яичек-брелоков, которые императрица Александра Федоровна собственноручно исполняла для Фаберже, смешные поздравительные пасхальные открытки, которыми обменивались члены царской фамилии, подробные каталожные сведения (в послепасхальную неделю государь иногда христосовался с 800 подданными в день) - все это напоминание о хрупкости любого, и особенно венценосного, благополучия.
Без мемориальных документов выставка была бы просто демонстрацией баснословно дорогих и виртуозно искусных предметов, экспозицией царской роскоши. Такие выставки Музеи Кремля успешно показывают в своих хоромах и с триумфом возят по миру. И хотя блеск бриллиантов веселит глаз, а ювелирное мастерство и изобретательность фирмы г-на Фаберже вызывают почти детское восхищение, без демонстрации "человеческого" фактора и исторических коллизий кремлевская пасхальная экспозиция могла превратиться только в аттракцион для любителей завистливо вздыхать: "Жили же люди!"