РИА-Новости
28.04.2003Елена Титаренко
Музей-заповедник «Московский Кремль» отметит Пасху сенсационной выставкой «Фаберже. Пасхальные подарки» - впервые собраны воедино все «пасхальные яйца» от Карла Фаберже из музеев России.
Сенсационной обещает стать выставка «Фаберже. Пасхальные подарки» - ею отмечает Пасху музей-заповедник «Московский Кремль» - В Успенской звоннице впервые собраны воедино все без исключения произведения фирмы Карла Фаберже в знаменитом жанре «пасхальные яйца». Правда, только те из них, что ныне находятся в музеях России: прежде всего, это 10 шедевров из драгоценных камней и металлов, хранящиеся в Оружейной палате. А в целом, как установили историки, прославленная ювелирная фирма только для русской императорской семьи создала от 50 до 70 яиц, и каждое из них - неповторимое, с фантазией и сюрпризом.
Хит выставки - незавершенное яйцо-сувенир фирмы Фаберже, недавно обнаруженное и запасниках Минералогического музея им. А.Ферсмана. Публика никогда прежде не видела «Созвездие цесаревича», много лет считавшееся утраченным. Вероятно, это последнее из пасхальных яиц для Дома Романовых создавалось в 1917 году, и предназначалось оно Алексею. Из горного хрусталя и сапфирово-синего стекла воссоздан небесный свод, а небольшие бриллианты обозначают созвездие Зодиака, под которым рожден наследник престола.
В основных чертах яйцо закончено, но мастера не успели вмонтировать часовой механизм. Не хватает и циферблат (как лента, он должен был опоясывать небесную сферу), и большинства звезд-бриллиантов. Кремлевские реставраторы изрядно потрудились, чтобы «Созвездие цесаревича» можно было наконец выставить. А заодно показать несметные сокровища не только всем известной «Оружейки», но и не слишком «раскрученного», хотя весьма старого Минералогического музея (начало ему положила коллекция минералов, купленная в Данциге по приказу царя Петра 1 в 1716 году). В 1836 году музей был выделен из Кунсткамеры, где поначалу был Минеральный кабинет, а спустя столетие его коллекции перевезли в Москву, в бывший манеж графа Алексея Орлова. Так что выходит, на пасхальной выставке не обошлось без реверанса в сторону Петербурга, где, кстати, и находилась фирма Фаберже.
Чрезвычайно популярный вид подарка к Пасхе - украшенная причудливым способом модель яйца, символа рождения и воскресения, - восходит к глубокой древности. Христианство переняло символику: по одной из легенд, бедный торговец яйцами помогал Христу нести крест. Вернувшись домой, он увидел: яйца засияли всеми цветами радуги. Уже с 13-го века известны яйца с росписями на религиозные темы, а традиция дарить на Пасху специально изготовленные яйца-сувениры возникла в 16 веке, когда французскому королю Франциску I преподнесли деревянное резное яйцо е изображением Страстей Господних. Позолоченные и расписные яйца стали излюбленными подарками при королевских дворах.
Традиция пасхальных даров в предреволюционной России пережила подъем, связанный с расцветом ремесел. Не последнюю роль сыграли здесь ювелиры - Овчинниковы. Сазиковы, Болины. В 1X85 г. всех обогнал Фаберже. изготовив свой первый оригинальный кунштюк - разъемное яйцо с курицей, рубиновым яичком и короной. Это яйцо-сувенир получила в подарок к Пасхе жена Александра Ш. императрица Мария Федоровна, которая позже напишет своей сестре, британской королеве Анне: "Фаберже - несравненный гений нашего времени".
Каждый год на Пасху императорская семья заказывала множество подарков - они вручались августейшей четой при обряде христосования. Часто эго были фарфоровые, стеклянные, каменные яйца. На лентах перед образами любили подвешивать яйца из фарфора. Миниатюрные яйца-брелки часто дарили девочкам с самого рождения, и в течение жизни у них складывались колье из нитей-цепей с гроздьями пасхальных подвесок.
С 1894 года традицию пасхальных даров продолжал Николай II. При нем созданы такие шедевры Фаберже, как яйца "Память Азова", "Наполеоновское". "Гатчинский дворец", "Клевер", "Ландыш"... Каждое из них отличалось уникальностью конструкторских решений (пасхальные яйца с механическим секретом), было оригинальным по фактуре, материалу, сочетаниям цвета.
Нередко императрица делала заказы по собственноручным эскизам (на выставке - альбом Александры Федоровны с рисунками пасхальных яичек-брелоков). Процесс создания императорских пасхальных яиц Фаберже окружал строжайшей тайной, а представление очередного творения он превращал в эффектное зрелище.
Не только в России имя Карла Фаберже ассоциируется теперь с ювелирными пасхальными яйцами блестящей работы. Всемирная выставка 1900 года в Париже принесла фирме мировую известность - гам было показано яйцо-сюрприз "Транссибирский -экспресс", изготовленное мастером М.Перхиным к открытию Транссибирской железнодорожной магистрали. Фаберже получил тогда Гран-При и французский орден Почетного легиона, а Парижская гильдия золотых дел мастеров удостоила его звания мэтра. С тех пор фирма поставляла ювелирные изделия всем королевским домам Европы, и в первую очередь -Англии. Швеции. Норвегии, Германии, Дании, Франции. Из ее мастерских вышли многие шедевры ювелирного и камнерезного дела для дипломатических подарков и подношений русского двора: декоративная ваза для Бисмарка, братина для абиссинского Негуса Менелика. нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритовая фигура Будды и лампада для придворного храма в Сиаме.
Но львиная доля творений Фаберже - одного из самых знаменитых ювелиров XX века, поставщика двора Его Императорского Величества и владельца солидного предприятия со множеством одаренных мастеров - после 1917 года оказались за рубежами России. Если пасхальное яйцо или часы от Фаберже теперь попадают на аукцион «Сотби» или «Кристис» - ждите борьбы покупателей и миллионных цен. Именно за миллион долларов весной 2002 года были проданы два произведения русских художников, прославившихся в совершенно различных сферах искусства. Датированные одним и тем же 1913 годом, сенсацией на арт-рынке США и в России оказались яйцо Фаберже и «Черный квадрат» Малевича.
В огромных количествах изделия фирмы Фабержe вывозились из России после революции, и особенно в 1920-30-е годы, они разошлись по всему миру: в Английском королевском собрании находится более 450 предметов, есть они во многих музеях CIT1A и Европы. Небольшая часть изделий Фаберже хранится в музеях и частных коллекциях России. Зато не счесть этих сокровищ в частных коллекциях Запада: у Мелкома Форбса - около 360 изделий, у Арманда Хаммера - 13 пасхальных яиц, 9 яиц - у Эммануила Сноумана.
Невероятная популярность фирмы породила множество подделок, которые появились уже в 1920-х годах. Их изготавливали как в России, так и за рубежом, и на подделках часто стояли подлинные клейма Фаберже. В книге «Фаберже и Петербургские ювелиры» сообщается со ссылкой на книгу последнего секретаря Арманда Хаммера: «в начале 1930-х годов Анастас Микоян передал Хаммеру подлинные клейма фирмы Фаберже. Хаммер организовал производство подделок, клеймили их подлинными клеймами. Вещи продавались единым потоком с подлинными». Позднее за настоящего, «дореволюционного Карла Фаберже» выдавались изделия, выполненные его сыновьями - братьями Евгением и Александром Фаберже - уже в эмиграции, Париже.
А сегодня действуют мировые центры торговли изделиями Фаберже: Париж, Нью-Йорк. Лондон, Швейцария, начиная с 1930-х годов, ведущие аукционные дома «Сотбис» и «Кристи» регулярно проводят аукционы изделий Фаберже.