Vedomosti.ru

21.06.2012
Ольга Кабанова

Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря состоит из лучших образцов русской иконописи, выставка в Кремле дает счастливую возможность увидеть его в полноте и художественном совершенстве.

Одной — любой — из 58 сохранившихся икон иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря достаточно, чтобы считать выставку состоявшейся. Составляющие его образы находятся в четырех музеях страны, и в Третьяковке, например, мимо иконы с тремя пророками в сказочно нарядных коронах не пройдешь, а на выставке в Успенской звоннице Кремля она только одна из не менее, но по-другому замечательных, не главная, из верхнего, пророческого, чина.

Главная, по чину, «Спас в силах», она и на выставке находится в самом центре экспозиции, она же воспроизведена и на афише. Как и большинство икон из этого классического четырехъярусного иконостаса, собранного в 1497 году, она хранится в Кирилло-Белозерском музее-монастыре, делая святое место на Сиверском озере памятником для русской культуры очень важным.

Ко времени открытия Успенского собора Кирилло-Белозерский монастырь существовал уже столетие, был местом религиозно и политически влиятельным, иконостас создавался по заказу великого князя Ивана III, так что к писанию иконы были привлечены лучшие мастера. Действительно лучшие, это видно.

Мастеров, считают исследователи, было три — новгородской, московской и ростовской школ, но тут нет единого мнения. Можно, конечно, долго разглядывать весь иконостас, определяя, кем именно из трех неизвестных иконописцев созданы образы, но очевидно: все они были профессионалами высшего класса, и каждую написанную ими икону легко считать образцовой — такой уверенной, спокойной, мастерской рукой они выписаны. Мастерство не исключает благочестия, а в религиозном искусстве часто является его проявлением.

Утонченный колорит, по канону четко выстроенные композиции, благородный рисунок, покой и достоинство, не взвинченная эмоциональность, но и не холодность — общее, что восхищает в гармоничных образах кирилловского иконостаса.

В Успенской звоннице иконостас показан таким образом, продиктованным самим местом, что, понимая благородное величие целого, можно внимательно разглядеть каждую его часть. Особенно иконы праздничного чина, где так изумительны подробности: пронзительная синева плаща Спасителя во «Входе в Иерусалим», бледная розовость гор в «Воскрешении Лазаря», выраженный в жестах характер каждого участника «Христа перед Пилатом» и скрученный саван, лежащий в пустом гробу перед ангелом с узкими ступнями.

 

СМИ о музеях

вверх