Журнал "Коммерсантъ Weekend", №12 (306)
05.04.2013Татьяна Маркина
Трудно придумать произведение искусства в какой-либо технике, не представленной в сокровищницах Московского Кремля. Живопись и иконопись, предметы из металлов и драгметаллов, ткани, кожа, бумага. Все эти вещи требуют разных условий хранения и по необходимости - разных приемов реставрации.
Попытки реставрации - архитектурных памятников и скульптуры - известны уже в античный период. До XVIII века эти действия обычно сводились к ремонту и подновлению объекта. Век Просвещения с восторгом принял идею сохранения духовных и материальных ценностей человечества, однако практические результаты этой прекрасной теории появились только во второй половине XIX века. Француз Виолле-ле-Дюк и англичанин Джон Рескин спорили тогда о пределах реставрации - один предлагал восстанавливать объект до завершенного состояния, какого он мог и не иметь никогда, другой резко возражал. В России в начале ХХ века активно работало Русское археологическое общество, расчищались древнерусские церкви и, конечно, иконы - раскрытие которых повернуло ход русского искусства.
Ныне о необходимости, методах и пределах реставрации давно уже никто не спорит; музейная научная реставрация подчиняется принятым во всем мире законам. Предметом гордости отечественных реставраторов служит многолетний опыт в возрождении самых удивительных вещей - иконы и картины, светские и церковные одежды, оружие с инкрустацией перламутром и слоновой костью, кубки из экзотических раковин, древние грамоты и архитектурные чертежи. На выставке некоторые вещи будут демонстрироваться непосредственно в процессе реставрации, а представленные в экспозиции аналогичные предметы, один до реставрации, другой - после, наглядно продемонстрируют искусство кремлевских мастеров.
Музеи Московского Кремля, с 10 апреля по 11 августа
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2156890