Вечерняя Москва

04.04.2004
Ольга Никольская


Таким холодным оружием легко убить, но... невозможно. Его нельзя назвать общественно опасным, потому что оно перешло в сферу культуры. Если вдруг кто-то, завладев художественной вещью, пойдет на преступление... за руку схватят сразу. И в Оружейной палате, и в Историческом музее, и в Российской гильдии оружейников сразу установят, откуда это оружие и кому принадлежит.

Уникумы, одухотворенные клинки способен изготовить один человек из миллиона. В России около 150 мастеров художественного оружия. Одни авторы пришли из ювелирки, или из прикладного искусства, требующего филигранной техники, другие - следуют традициям семьи.

В недавние времена, - говорит председатель гильдии Геннадий СОКОЛОВ, - квота на изготовление оружия, приравненного к произведениям искусства, выделялась Златоусту и знаменитому дагестанскому селу Кубани. Сейчас мы переживаем Ренессанс художественных клинков. Кроме Москвы они изготавливаются в Туле, Питере, Владимире, Суздале и Нижнем Новгороде. На выполнение одного авторского образца у мастера уходит до года, а иногда и до двух с половиной лет. Зато это - антиквариат будущего, и уже сегодня они имеют музейную ценность.

Завтра в Кремле открывается 5-я выставка «Клинки России» с участием Оружейной палаты и московских коллекционеров. Между прочим, Кремлевские музеи первыми защитили наше искусство от Уголовного кодекса. В 1993 году здесь открылась первая выставка художественного оружия, когда эта тема была еще запретной. По крайней мере -полузапретной. Сейчас ситуация изменилась в связи с принятием Государственной думой, правда, пока только в первом чтении, поправок к закону, определяющему статус оружия, имеющего культурную ценность.

Каждое изделие на выставке - эксклюзив, который не принято повторять. Фирмы, конечно, по--кажут яркие предметы, украшенные золотом и бриллиантами. Но ценность изделия определяется не столько стоимостью, сколько значимостью художественного замысла и совершенством исполнения.

Клинок «Странник» Андрея Корешкова в стиле «техно-фэнтези» - это всего лишь черное дерево и сталь. Но каково качество? Особо прочная и особо острая дамасская и булатная сталь ценится на уровне драгметаллов. Секрет дамасской стали разгадан, а с булатом еще остаются тайны.

Из всех искусств, - считает Соколов, - искусство наших мастеров самое консервативное, использующее максимальную долю ручного труда и традиционный набор вечных материалов, которые сохраняются необозримо долго, - черное дерево, орех, кость... На Западе применяют хай-теки, ослабляющие авторскую индивидуальность и неповторимость изделий. Высокие технологии хороши в определенных пределах, как в работах Александра Курбатова. Мастер из тульских кузнецов, имеющий отличную школу, использует компьютерную графику, приемы концептуального искусства, космическую тему. Он далеко ушел в своем арте. Чего стоит его «Богатырская булава» в виде микрофона!

Какие сейчас тенденции в художественном оружии?

Раньше меньше было сюжетных изделий. Клинки украшались военной или охотничьей символикой. Теперь же создаются целые комплексы, наделенные театральностью и единым сюжетом. В моде сейчас дамское оружие. Это мини-кинжалы, скрытые под заколки, подвески, другие изящные украшения.

Что вы покажете?

Меня вдохновил Булгаков. На лицевой стороне резьбой по дереву изобразил раскрытую книгу и персонажей «Мастера и Маргариты», на другой - финальную сцену из романа с кавалькадой, улетающей с Воробьевых гор на фоне Луны.

Говорят, коллекционирование клинков вошло в моду?

Страсть к этому никогда не исчезала. Просто раньше такие коллекции прятали подальше от глаз. Теперь вновь, как встарь, состоятельные люди украшают ими свои кабинеты: Художественное оружие - это беспроигрышный способ вложения денег, вещь, символизирующая престиж и богатство. Которую хочется оставить наследникам.

 

СМИ о музеях

вверх