Ведомости, 19 (351)
14.06.2013Анна Арутюнова
В Оружейную палату привозят полотно Андреа Мантеньи "Святой Георгий"
В московских музеях продолжают выставлять шедевры барокко и Ренессанса из итальянских собраний. На этот раз героем «выставки одной картины» стал Андреа Мантенья и его святой Георгий - полотно приезжает из Венецианской академии.
Святой Георгий - один из самых узнаваемых в христианской иконографии образов. Мантенья изображает его пешим, в полном обмундировании. Несмотря на тяжесть лат, поза святого изящна и непринужденна. В правой руке он держит копье, сломанное о только что убитого дракона. Зверь с пронзенной пастью лежит тут же у ног победителя.
Точная дата создания картины неизвестна: то ли конец 1450-х годов, то ли начало 1460-х. Но по духу это работа еще довольно молодого художника. О недавних годах ученичества свидетельствует, скажем, увесистая гирлянда из растений и фруктов, перекинутая через верх полотна. Этот мотив, типичный для Франческо Скварчоне, в чьей мастерской в Падуе юный художник обучался живописи, в поздних работах Мантеньи встречается довольно редко. Но при этом в «Святом Георгии» Мантенья уже начинает свои эксперименты с перспективой, благодаря которым он стал едва ли не главным «иллюзионистом» своего времени. Фигуры святого и зверя немного выступают за границы мраморного обрамления, украшающего картину, и словно выходят из пространства полотна навстречу зрителю. Тем самым художник объединил задний план - виртуозно написанный пейзаж с видом на город Селена, где разворачивалось действие легенды о святом Георгии, - и реальный мир. Фактически Мантенья сумел уничтожить воображаемую «четвертую стену» между зрителем и картиной еще задолго до того, как в XVIII веке сам этот термин был придуман Дидро.
Подобные приемы Мантенья не раз использовал и в своих более поздних работах. Например, в росписях Камера дельи Спози, которые он создавал с 1465 по 1474 год, перебравшись из родной Падуи в Мантую в качестве придворного живописца семейства Гонзага. С помощью иллюзорной росписи Мантенья сумел превратить помещение с чересчур высокими потолками в гармоничное пространство. Верх комнаты расписан в виде купола с открытым центром (как в римском Пантеоне), а через ограждение купола вниз смотрят ангелочки путти и представители семейства Гонзага. Укороченную перспективу Мантенья использует и в одной из своих самых знаменитых и неожиданных работ «Мертвый Христос» - зритель видит фигуру не сбоку и не сверху, а так, как будто стоит у подножья камня, на котором лежит Иисус, у его ног.
19 июня - 22 июля, kreml.ru
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/friday/article/2013/06/14/29721#ixzz2a3cNLv4m